В ночь с субботы на воскресенье жены-мироносицы решили пойти в пещеру, где похоронен Христос, чтобы омыть и умастить Его тело благовониями. Когда они подошли к пещере, то увидели, что она отворена, и большой камень, закрывавший ход, отвален. Войдя в пещеру, Мария Магдалина и другие женщины не нашли тела Господа Иисуса, однако им явились два ангела, возвестивших о Воскресении Христовом. Жены-мироносицы возвестили это апостолам, которые направились к Гробу.
Петр, не обнаружив тела, пошел вместе с человеком по имени Клеопа в селение Эммаус и обсуждал эти события. И в это время Сам Христос пошел с ними, однако они не узнали Его. Уже потом, когда они пришли с Ним в селение и возлежали, Петр и Клеопа поняли, что с ними Сам Иисус Христос, о чем пошли возвещать остальным апостолам и тем, кто с ними был (Лк. 24:1-35).
История празднования Пасхи берет начало еще с первых веков христианства. Тогда Пасха отмечалась каждую неделю. Потом, уже во II веке, этот праздник становится ежегодным. В 325 году, при императоре Константине Великом, был созван в городе Никея собор епископов, получивший вскоре название Первого Вселенского собора.
На нем епископы согласовали празднование Воскресения Христова, во-первых, строго после иудейской Пасхи (Песах), во-вторых, всегда в воскресенье. Таким днем было выбрано ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, которое наступает либо после, либо в день весеннего равноденствия. В случае, если воскресенье выпадает до Песаха, то празднование все равно совершают в первый воскресный день после еврейской Пасхи. В этом году празднование Пасхи выпало на 5 мая, а в 2025 году мы будем праздновать Пасху 20 апреля.
Отметим, что изначально у всех Церквей Пасха приходилась в один день, однако вскоре, в результате различных исторических событий и разногласий, каждая Церковь по своим исчислениям празднует Пасху самостоятельно, зачастую в разные дни. Однако в следующем году дата Пасхи для Католической и Православной Церквей будет совпадать.
Само название праздника отсылает к ветхозаветному празднику Песах. Он установлен евреями в честь их Исхода из Египта и избавления от египетского рабства.
В день Пасхи у христиан принято совершать христосование, то есть приветствовать друг друга словами "Христос воскресе!" и в ответ на это "Воистину воскресе!", после чего следует троекратный поцелуй друг друга в щеки. Эта традиция берет начало из Послания апостола Павла к римлянам, в котором он просит «приветствовать друг друга с целованием святым» (Рим 16:16). Христиане совершают такие приветствия не только в течение Пасхи, но и в последующие сорок дней после Воскресения Христова, вплоть до праздника Вознесения Господня.
Пасха – это великий христианский праздник, или, как говорил святой отец Григорий Богослов, «праздников праздник и торжество торжеств». Он занимает центральное место, а все богослужения этого праздника наполнены особой атмосферой радости о Воскресении Иисуса Христа.
Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник «спасительным», а также «залогом мира, источником примирения, истребления врагов, разрушения смерти и погибели диавола». По словам святого, Господь не только сокрушил врата ада и лицо смерти, но и изменил имя смерти, потому что теперь оно называется успокоением, сном.
Святитель Лука Крымский говорит, что праздник этот – велик для нас, и мы должны радоваться Воскресению Христову и верить во всеобщее воскресение.
Святитель Макарий Московский говорил, что «Пасха – праздник всемирный и величайший… ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо».
Этим подчеркивается особая важность праздника для всех христиан. Нередко он называется смысловым центром православного календаря.