Патриарх Афанасий III Константинопольский, также называемый как святитель Афанасий Сидящий, родился на острове Крите в 1597 году. Его корни тесно связаны с византийской императорской династией Палеологов. Он был из знатного греческого рода Пателариев, который отличался умственными дарованиями.
Отец Афанасия, Григорий Пателарий, был разносторонним человеком: ученым, философом, публицистом. Его сын также не отставал от отца, поэтому он учился в знаменитой на тот момент школе при монастыре на острове Крит, откуда вышел знатоком богословия, риторики, грамматики, математики, астрономии, музыки, философии, филологии, поэзии; в совершенстве владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками, а также, что очень важно, укрепился прочно в православной вере и ее истинности – восточной ветви христианства.
С детства Афанасий проявлял особую любовь к Господу, привязанность к Его дому – храму. И, несмотря на то, что по окончании образования он имел большие возможности для того, чтобы занять высокое положение при дворе, сделать себе успешную карьеру, Афанасия не устраивал такой путь. Поэтому он, изучив подробно полностью Священное Писание, ушел в один из Солунских монастырей, где принял монашеский постриг.
Теперь уже инок Афанасий мог всецело уйти в полное богообщение, что он и сделал. Он устремлял душу в умное молитвенное делание, очень подробно изучал Слово Божие и, в скором времени, стал известен как выдающийся проповедник и истолкователь Священного Писания. Его посылали просветить молдаван, которым вскоре он переводит Псалтирь с еврейского на новогреческий язык. За свои выдающиеся достижения святитель Афанасий в 1631 году был возведен в сан епископа, а вскоре – митрополита Солунского.
Напомним, что в то время Греция и Константинополь (Царьград) находились во власти турецких войск, предводителем которых были сначала султан Мурад IV (жестокий правитель, при котором мученическую смерть приняли 2 Константинопольских Патриарха Кирилл Лукарис и Кирилл Контарис), а после него – султан Ибрагим 1-й, при котором гонения на христиан усилились.
При этом, Православная Церковь, центр которой находился в Константинополе, испытывала гонения и давление не только со стороны турок-мусульман, но и со стороны иноверных христиан – протестантов и католиков. Поэтому сами патриархи нередко вступали в союзы с католиками или протестантами, которые хотели подчинить Православную Церковь Папе Римскому (католики) или заменить православное учение протестантским. В таких тяжелых условиях приходится вступать на престол Константинопольскому Патриарху Афанасию III.
Протестанты старались опорочить Патриарха Афанасия в глазах Константинопольской паствы, католики во главе с Папой Римским стремились склонить Патриарха перейти под власть Римского престола, однако вера православная у Афанасия III была непоколебимой. В одной из своих проповедей Патриарх Константинопольский донес до всех, что Христос создал Церковь не на Петре, а на исповедании Петра, что скала – это Христос, и что мы, православные христиане, не «Петрослужители, а Христослужители», добавив к этому, что Святой Дух снизошел не только на Петра, но и на всех остальных апостолов в равной степени. Люди, слышавшие эту проповедь, дивились непоколебимости и истинности православной веры.
Более того, святитель лично отправлялся в Москву, благословлял русского царя Алексея Михайловича, по просьбе Патриарха Никона написал "Чин архиерейского совершения литургии на Востоке" и в целом участвовал в благоустроении русского богослужения.
Возвращаясь из России, святитель тяжело заболел и решил пребывать в Преображенском монастыре, что находится в городе Лубны. Там святитель мирно отошел к Господу 5 апреля 1654 года. Его тело было полностью облачено и посажено в кресло, которое опустилось с ним в каменную гробницу. Отсюда и необычное именование Патриарха Афанасия III – "Сидящим".