Совсем скоро, 19 января, наша Церковь будет отмечать Крещение Господне – великий праздник, относящийся к двунадесятым. Его также называют Богоявлением или, реже, Просвещением.
Прежде всего стоит рассказать, почему Крещение Господне называют Богоявлением. Исходя из названия, можно сделать вывод, что оно подразумевает явление Бога народу. Но, в таком случае, логичнее было назвать Богоявлением Рождество Христово – ведь именно в этот день Сын Божий пришел на Землю. Но дело в том, что Христос стал известен в народе не после Рождества, а именно после Крещения (такое объяснение дает свт. Иоанн Златоуст). Именно в момент Крещения Христа отверзлись небеса и был слышен глас Божий о Сыне, а Дух Святой сошел на Него с небес в виде голубя. Миру явилась Святая Троица.
Свидетелем сего чуда был народ, который должен был узнать Иисуса как Мессию; среди прочих Богоявление наблюдал и Иоанн Предтеча, который крестил Иисуса (за что его так же называют Иоанном Крестителем). Иоанн пишет:
«Пославший меня крестить в воде сказал мне: "На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанна 1:33-34).
В день Крещения Господня народ узнал Спасителя в Иисусе и стал свидетелем явления Святой Троицы, отсюда название – Богоявление. События знаменательного дня запечатлены в том числе на известной картине Александра Иванова "Явление Христа народу", на которой Иоанн указывает людям на приближающегося Христа.
Но все же отметим, что до V века н. э. Крещение Господне и Рождество Христово отмечались в один день – 6 января – и назывался праздник Богоявлением. Однако, с течением времени, Церковь пришла к такому пониманию, что это, во-первых, два разных праздника, и, во-вторых, Богоявлением следует называть именно Крещение, а не Рождество. Впрочем, Армянская Церковь до сих пор отмечает Рождество и Крещение Господне в один день, как праздник Богоявления, 6 января. Католики празднуют Богоявление так же, 6 января, но отдельно от Рождества Христова, которое они отмечают 25 декабря.
Просвещение, или Свет светов, – третье название этого знаменательного праздника. Богоявление именуют Просвещением, поскольку Церковь находит в этих словах (и феноменах) прочную взаимную связь. Иисус Христос принял Крещение и явился людям как Сын Божий. Но явился Он с определенной целью – просветить народ, открыть ему и всему миру Истинное Слово Божие, Истинное учение. Сам Христос нам об этом говорит: «Я свет миру» (Иоанна 8:12). В Новом Завете свет символизирует ясность, противопоставляется тьме. Именно в свете заключено Истинное учение Иисуса Христа, Сына Божьего, и именно Он, называя Себя Светом, имеет в виду Просветителя.
Сам Христос, явившись Спасителем миру, стал Просветителем всех народов от тьмы, которая есть отсутствие света. Как мы видим, тут прослеживается нерушимая связь между Богоявлением и Просвещением.
Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос о том, почему Богоявление называют Просвещением, в целом, подтверждает сказанные нами выше слова, но при этом добавляет, что, когда в Навечерие Богоявления крестили оглашенных, то зажигали светильники, которые символизировали "свет познания Истинного Бога".
Отдельно хочется затронуть такой момент, что во всемирной истории принято выделять Эпоху Просвещения, то есть исторический период, когда множество ученых и философов постигали мир с помощью наук, отходя от Истины в Священном Писании. То есть, период хотя и называется Просвещением, но на деле уводит людей от Того Просвещения, Которое принес нам Иисус Христос. И, как мы заметим, это оказало сильное влияние на ход истории, омрачив его кровавыми революциями, восстаниями и прочими безумствами. Ведь многие идеи, до которых дошли люди в эту эпоху, смогли развиться до целых идеологий, унесших жизни миллионы людей. Но если бы люди оставались в Православной Церкви, считающейся единственной Церковью, сохранившей в себе ту просветительную Истину, дарованную нам Богом, возможно, мы могли бы избежать некоторых страшных событий истории.