- Почему в Православных Храмах принято стоять, а в католических – сидеть?
- С чем связано возникновение подобных традиций?
- И какая разница, молится ли христианин стоя или сидя, если мысли и дух его и в том, и в другом случае обращены к Господу?
Отвечают на эти и иные вопросы по теме известный Богослов Алексей Осипов и Православный священнослужитель, Отец Евгений (Мурзин).
Алексей Осипов:
«…Действительно, в западных Церквях христиане сидят во время Богослужений, но хорошо это или плохо? Помню, когда я был в Греции, посетил один Храм на Кипре, и всю службу отсидел. И так это было приятно, что даже вставать и уходить куда-то не хотелось, когда Богослужение окончилось. К хорошему люди очень быстро привыкают.
Однако мне вспоминается следующее высказывание – одно из наставлений Исаака Сирианина:
«…Любая добродетель, сотворённая без трудов телесных, должна почитаться, как преждевременный и неодушевлённый плод чрева нашего».
Это очень мудрая и глубокая мысль. Для нас, Православных христиан, должен быть важен такой параметр, как утомление нашего тела, ведь, молясь без труда, мы и не молимся вовсе.
Вот так вот придёт человек на Литургию, усядется поудобнее, ногу на ногу запрокинув – и только сигаретки в зубах ему не хватает…
И нет, я сейчас не высмеиваю саму традицию сидения в Храмах, но посудите сами – порой эта чрезмерная расслабленность действительно скорее вредит людям. Некоторые и не думают о том, что молиться нужно не только духом, но и телом. А тело для этого должно быть соответственно настроено.
Лютер, в своё время, упоминал о том, что «душа людская в похотях телесных не участвует», однако, к сожалению, это не так. Человек представляет собой симбиоз духовного и телесного, и состояние тела влияет на состояние духа.
Помните народную пословицу:
«Сытое брюхо к ученьям глухо»?
И вот если её перевести на язык Церковный, она прозвучит так:
«Сытое брюхо к молитвам глухо».
Всегда помните о том, что мы, как люди истинно верующие, должны телесные слабости превозмогать, а не потворствовать им».
Батюшка Евгений Мурзин:
«…Мы знаем о том, что на Православной службе сидеть не принято, однако же это утверждение не совсем правдиво. К примеру, существуют некоторые Богослужебные тексты, читать которые необходимо сидя – к ним относятся кафизмы и седальны.
Но в наши дни такие тексты читаются не слишком часто, и потому Православные христиане привыкли во время Богослужений именно стоять.
Но отмечу и такой момент: наше представление о том, что в католических или протестантских Церквях верующие люди всё время сидят, тоже неверно.
Так, к примеру, в минуты католических месс христиане часто встают со своих мест, а в момент Таинства Евхаристии преклоняют колени.
Но откуда вообще взялась вся эта разница в традициях? С чем она связана?
Прежде всего – с особенностями архитектуры наших Храмов. В католических Церквях ровные ряды скамеек занимают большую часть молитвенных помещений, а в Православных Храмах скамеек, как правило, мало, и ставятся они вплотную к стенкам, чаще всего, в притворах.
В то же время, в греческих Православных Церквях скамьи те же, что и у католиков. Кроме того, обязательный элемент всех греческих монастырских обителей – так называемые «стасидии», представляющие собой массивные кресла из древесины с откидными сиденьями. Однако, несмотря на обилие скамеек, греческие христиане всё же предпочитают слушать Богослужения стоя, как и мы.
Но почему же Православным христианам так не нравится сидеть во время службы?
Вероятнее всего, это связано с развитием Богослужебных традиций в нашей стране. Давайте вспомним о раннехристианских временах – уже тогда разнообразные практики сосуществовали бок о бок друг с другом.
Вот что писал в «Книге о молитве» Тертуллиан, считавшийся во втором веке христианским апологетом: он утверждал, что от сидения необходимо отказаться не только в минуту вознесения молитвы, но и по её окончании, потому что «неуважительно сидеть пред лицом Того, кого чтишь сильнее всех прочих; подобное действо можно и вовсе счесть безрелигиозным в присутствии Господа, ведь в такой миг стоит даже Ангел молитвы.
Неужто мы станем таким образом порицать Отца Небесного из-за своего утомления от молитвы?».
А иные источники, напротив, свидетельствовали о допустимости сидячих молитв вплоть до шестого столетия. Кроме того, и в минуту свершения первого Таинства Евхаристии и Сам Сын Божий, и Его Апостолы сидели (а вернее – даже возлежали) за большим столом.
Точно также поступали и первые христиане, считавшие Таинство Евхаристии «центром» своей религиозной жизни. Вспомним и о примере из «Деяний Апостолов»: там описывается некий молодой человек по имени Евтих, сидевший на подоконнике в минуту Евхаристического собрания, возглавляемого Апостолом Павлом.
Однако, спустя время, Православные христиане всё же отказались от «сидячих» Богослужений, предпочитая стоять. Причина тому – и особое благоговение, описанное Тертуллианом, и стремлением к аскезе (тогда стояние уже приравнивалось хоть и к малому, но всё же подвигу) и живая молитвенная практика – когда мы стоим и всё наше тело находится в тонусе, то и наши обращения к Богу становятся более осознанными и сосредоточенными.
И, напротив, сидя мы легко отвлекаемся на посторонние мысли или вовсе можем задремать.
Здесь, однако же, стоит вернуться к вопросу архитектурных особенностей Православных Храмов – тут свою роль сыграли и климатические особенности. Тогда Церкви строили совсем небольшие – это помогало сохранять тепло в помещениях, а в Храм хотелось попасть очень многим.
А потому и скамьи располагать было просто негде – такое количество прихожан могло уместиться в небольшой Церкви только стоя. Но, конечно, сегодня каждый сам вправе решать, сидя ему возносить молитвы или стоя.
Я бы посоветовал в этом вопросе исходить из Вашего состояния. Если Вы понимаете, что не сможете долго стоять из-за слабого здоровья или пожилого возраста, то в таком случае лучше будет присесть. В иных же случаях лучше всё-таки стоять во время Богослужения, присаживаясь лишь тогда, когда это необходимо».
Читайте еще:
Как отличить православную икону от католической?
Почему Церковь разделилась на православную и католическую на самом деле? Христианский крест с полумесяцем – что он означает? Можно ли православным заходить в католические храмы, мечети?