«Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня» – так звучит первая заповедь, данная нам Господом через Моисея еще в Ветхом Завете. Смысл ее таков, что у человека не должно быть других богов и идолов, ведь есть лишь один истинный Бог. Теперь перейдем к понятию человекоугодия и разберемся, почему это является грехом против первой заповеди.
Человекоугодием называют зависимость от общественного мнения, болезненное желание угодить всем и каждому – например, начальству. Яркий пример человека, подверженного этому греху, можно найти на страницах комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Молчалин, стремящийся вверх по карьерной лестнице, проповедует главному герою свою истину: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья – … швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». То есть, он советует не иметь собственного суждения, угождать всем и каждому, чтобы тебя все любили. Именно такое преклонение перед окружающими и является греховным, потому как человек буквально создает себе идолов и поклоняется людям, а не Богу.
Но существует в Библии следующее местописание:
«Каждый из нас должен угождать ближнему» (Рим. 15:2-3).
Казалось бы, это противоречит тому, о чем мы писали выше. Однако, это только на первый взгляд.
На самом деле, противоречий никаких нет, просто стоит прочесть взятое местописание полностью. Там мы увидим дополнение мысли:
«Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал».
Именно дополнение "во благо, к назиданию" и является ключевым в понимании нашей темы: нужно пытаться угождать всякому, но только в том случае, если это делается не для тщеславия или из корыстных соображений, а из желания помочь. Например, помогать нуждающимся, даже в ущерб себе.
Можно вспомнить случай из жизни святого Спиридона Тримифунтского, когда у него воры ночью пытались похитить овец, но были связаны невидимой силой. Утром святой Спиридон их обнаружил, но не стал браниться; напротив, он помолился за них и попытался направить на верный путь, уговаривая начать зарабатывать честным трудом. В качестве подарка он даже предоставил каждому по овце.
Такой подход гораздо более эффективен в борьбе за перевоспитание грешников, нежели жажда мести, поэтому этот случай является хорошим примером правильного угождения ближнему, то есть именно "во благо, к назиданию".
Бывают также случаи, когда человек знает, что ближний поступает плохо, однако не говорит ему об этом, чтобы не обидеть. Казалось бы, в такой ситуации человек действует исходя не из своих корыстных интересов, а из любви к ближнему, проявляя заботу о нем. Но нет. Как мы помним, в Библии написано: «Кого Я люблю, тех обличаю» (Откр. 3:19), потому что любовь – это не только похвала, но и необходимое обличение. Обличать ближнего необходимо, чтобы направить его на правильный путь; в этом и будет настоящая забота и любовь.
Но в попытках избавиться от греха человекоугодия можно по случайности подойти к другой крайности – грубости и бестактности. Следует помнить, что все, что мы делаем, должно идти на пользу. Поэтому, видя грехи ближнего, не стоит сразу бросаться в него колкими и грубыми фразами; будет правильнее попытаться подобрать такие слова, которые не ранят человека, но донесут до него нужную информацию. Обличение должно происходить с любовью и состраданием, а не принимать форму осуждения.
В "Душеполезных чтениях" преподобный авва Дорофей делится с нами важной мыслью. Он пишет, что добродетель всегда находится посередине: мужество – между страхом и наглостью, благоговение – посреди стыда и бесстыдства, а смиренномудрие – посреди гордости и человекоугодия.