Отличный вопрос! Особенно сегодня, когда существует тенденция путать “равенство” с ”одинаковостью" при рассмотрении гендерных вопросов.
Во-первых, мы должны сказать, что точно так же, как яблоки и апельсины в равной степени являются фруктами, но это не одно и то же, так и мужчины и женщины равны, но не одинаковы.
В Церкви мужчины и женщины равны в том смысле, что оба были созданы по образу Божьему и оба призваны стать подобными Ему, будучи наполненными Святым Духом. В Послании к Галатам 3:28 святой Павел даже пишет, что “нет ни мужчины, ни женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе”. Пожалуйста, простите за выражение, но когда дело доходит до дарования Своей благодати, Бог – это “кредитор с равными возможностями”.
Так вот, хотя Бог и создал мужчин и женщин равными, Он, очевидно, не сделал их одинаковыми. Например, мужчины не могут рожать детей. Только женщинам была предоставлена удивительная возможность вынашивать ребенка в утробе матери; лелеять его, заботиться о нем, быть в самом реальном смысле “единым целым” с ребенком так, как никогда не смогут испытать отцы. Конечно, это не делает женщин лучше мужчин, просто они другие.
Аналогичным образом, хотя мужчины и женщины в равной степени являются частью “царственного священства” (I Петра 2:9), Бог возложил ответственность за таинственное священство на мужчин. Возможно, потому, что священник-мужчина легче представляет Богочеловека Иисуса Христа, Который является Великим Первосвященником. Или, возможно, потому, что Господь избрал двенадцать человек Своими апостолами. На эту тему написаны целые книги, начиная с самих Священных Писаний. Но, честно говоря, когда дело доходит до этого, мы действительно не знаем, почему Бог избрал мужчин священниками. Все, что мы знаем, это то, что у Него есть. Почему Бог сделал так, что женщины могут рожать детей, а мужчины – нет? Кто знает! Все, что мы знаем, это то, что Бог сделал это таким образом. Это Его мир и Его Церковь. И, кстати, слава Богу за это!
И поэтому, поскольку женщины не становятся священниками, Церковь не обучает их за алтарем в качестве служанок. Девочки обычно применяют свои таланты в других формах служения: в хоре, в качестве учителей церковной школы, заботясь о нуждающихся и, возможно, самое главное, воспитывая детей в Господе. Мне вспоминаются слова св. Феофан Затворник: “Из всех святых дел воспитание детей – самое святое”.
Наконец, я упомяну, что в большинстве женских монастырей, где нет мужчин, помогающих священнику в алтаре, монахини выполняют эту обязанность. Точно так же в большинстве церквей именно женщина – Дева Мария – изображена на главной стене в алтаре над Святая Святых. Она изображена на этом месте как из-за ее великой святости, так и из-за ее особой роли в истории спасения. Ведь, согласно церковному учению, она не только вошла в Святая Святых маленькой девочкой, но и стала Святая Святых, неся живого Бога в своем девственном чреве. Вот почему из всех святых, мужчин и женщин из каждого поколения, ее одну называют “исполненной благодати”, “благословенной всеми поколениями” и “более почетной, чем херувимы, более славной, чем Серафимы”. Как она достигла таких высот? Потому что, как и в случае со священством и беременностью, так было предопределено Богом, и она всем сердцем приняла Его волю. Какой прекрасный пример для всех нас – как для мужчин, так и для женщин!