Вопрос:
«Живу на Урале, в наших селах много старинных храмов, которые стоят заброшенные по сто и больше лет. Деревни и села погибают, люди уезжают. В тех селах, где есть храмы, есть газ, дороги – многие городские жители приезжают сюда и посещают эти церкви. Ведь люди, бывает, предпочитают небольшие сельские храмы огромным городским.
Получается, невыгодно содержать сельские храмы? Или это суждение неверно?»
Ответ батюшки:
Вы упоминаете о выгоде. И это отчасти правда. Действительно, иногда содержание прихода является нецелесообразным. Бывает, что в него никто не ходит, деревня, к примеру, вымирающая.
У зарубежных коллег в этой связи интересная ситуация:
В Сербии и в некоторых других православных странах для того, чтобы епископ послал священника в какое-то село, два десятка семей, проживающих в нем, должны дать гарантию, что будут способны содержать этот приход.
Безусловно, у нас ситуация иная.
Давайте рассмотрим такой случай:
Бывает, что храм стоит буквально в поле, ни души рядом нет. В подобных случаях и заграницей такие церкви тоже консервируют (понимают, что храм разрушен, а местных жителей близ него никого нет).
В нашей стране подобные попытки тоже были. Ранее в Подмосковье действовала такая программа.
Но вот представьте:
Если в каком-то селении живет две бабушки, выгодно и нужно ли туда послать священника? Притом батюшек в городе-то не всегда хватает.
Давайте подумаем еще об одном:
что можно было бы сделать с бесхозными храмами?
К примеру, их можно было бы отдавать простым монахам, в том числе для создания скитов.
Они, допустим, возьмут храм, поставят рядом небольшой домик, будут молиться, подвизаться, будут потихонечку восстанавливать храм. Благодетели для монахов найдутся всегда, и со временем такая община все же поднимет храм.
Вероятно, в данном случае такой подход может оказаться эффективным. Ведь говорить о возрождении храмостроительства можно только в городах. Села, к сожалению, все чаще пустеют.
Почему?
Еще с древних времен в городах людям жилось проще. А современные поля обрабатываются, грубо говоря, одним колхозом, техникой. Сразу у нескольких полей, находящихся поблизости друг от друга, может быть один и тот же собственник, он все это засаживает, у него, как правило, есть ферма, все необходимые инструменты, коровы, а доярок он возит с города.
А теперь риторический вопрос: зачем нужен храм где-то в поле, когда церковь необходимо строить там, где живут те самые доярки, а живут они в городе.
Вспоминается случай, как одну монахиню выгнали с монастыря за строптивый характер. Сначала она была в фаворе, а потом ее оттуда убрали. И далее она долго скиталась.
А потом случилась следующая ситуация:
В поле был деревянный храм, и никого там не было, никому он был не нужен. Я той монахине сказал:
«Бери, пожалуйста, подвизайся. Со временем найдутся сестры, кого-нибудь тебе отправим».
Она уехала туда весной, а осенью мы созвонились. И обнаружилось, что там действительно много проблем.
Сначала не было связи, пришлось решать вопрос c антенной.
А потом в храм прилетели мухи, и у монахини была настоящая паника. Им же холодно, и они летят в теплый храм, который худо-бедно топится. И в нем их было немерено. Да, их много, но с этим можно как-то побороться со временем.
Но у человека в тот момент была паника, отчаяние, и в конце она оттуда уехала.
Это вопрос о сути нашего монашества сегодня. Монахи – это соль земли. Это те, кто должен показывать людям пример.
Недавно разговаривал с одним батюшкой, обсуждали в этой связи еще одну интересную тему:
Устав поста у мирских людей с монахами одинаковый. Тогда назревает вопрос: а чем тогда монахи отличаются от мирских, если они и постятся одинаково?
Получается, либо мирянам нужно ослабить пост, либо монахам – его усилить.
Ты вроде бы сказал, что уходишь в отречение, в монастырь, будешь подвизаться. А чем подвизаться? Так же кушать, как все. А в чем тогда подвиг?
Помню, беседовал с монахиней в Дивеево, говорил ей:
«Придет время, надо будет с монастыря уйти»
А она мне в ответ:
«Как уйти? Уйти от батюшки Серафима? Нет, лучше останусь здесь».
Монахи не всегда хотят, хотя могли бы. Сергий Радонежский был в каком-то смысле возродителем скитского монашества, и плодов это принесло много.
Получается, они могли бы где-то в другом месте поднимать храмы и молиться. И такие люди есть, их немало, но церквей настолько много, что всех монахов и благочестивых людей не хватит, чтобы их обслужить.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Ни слова не понимаете на службе в храме? Объясняем, что делать
Что делать, если ходишь в храм через силу? Батюшка намекнул, когда будет легче Зачем кадят храм? И нужно ли поворачиваться вслед за кадилом? При входе в храм важно не только креститься, но и творить молитву. Объясняем почему