«Терпением вашим спасайте души ваши» – такое послание видим мы в Евангелии от Луки. А долготерпение считается одной из важнейших добродетелей. А как на самом деле проявляется терпение, и почему оно так важно для христианина?
Зададим вопрос: что такое терпение в привычном, житейском понимании? Обычно под этим словом подразумеваются ситуации, когда человек терпит какую-то несправедливость или иное зло по отношению к себе; или, например, когда кто-то долго и упорно к чему-то идет, что-то мастерит. Казалось бы, все это относится к терпению, но есть некоторые различия.
Возьмем, к примеру, случай, когда человек терпит несправедливость по отношению к себе: его обидели, а он не отвечает местью. Почему он может это делать? Во-первых, конечно, из-за невозможности дать отпор – этому может способствовать стеснительность, слабость духа, страх перед обидчиком. Такое терпение называется пассивным и отнюдь не является добродетелью.
Или, может, человек действует по таким христианским убеждениям, как непротивление злу, отказ от мести, смирение перед обидчиком? В таком случае, это активное терпение – и это уже добродетель, поскольку имеет под собой благие побуждения.
В Евангелии от Матфея написано, что Петр спросил у Иисуса, сколько раз нужно прощать обидчика, согрешившего против тебя: «До семи ли раз?». Иисус отвечал: «До седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). При этом, подразумевается не буквальный смысл числа, а бесконечное всепрощение. Прощение человека, который раз за разом грешит и раскаивается в своем грехе против тебя, является великой добродетелью, которую уже можно назвать долготерпением.
Чтобы понять, почему апостол Петр считал, что необходимо прощать семь раз, обратим наше внимание на исторический и культурный контекст, в котором он жил.
В древней иудейской традиции учили, что следует прощать три раза, основываясь на интерпретации писаний пророка Амоса. Согласно этому учению, четвертый проступок не подлежал прощению. Петр, знакомый с этой традицией, предложил расширить границы прощения до семи раз, отталкиваясь от символического значения числа семь в иудейской культуре, где оно ассоциировалось со священностью и совершенством. Однако Иисус Христос предложил еще более радикальный подход к прощению, уча предоставлять его до «седмижды семидесяти раз» (Матф. 18:22-21), что символизирует бесконечность и безграничность прощения в христианской этике.
Этот эпизод является ключевым для понимания христианского учения о прощении и милосердии, подчеркивая их центральное место в жизни каждого верующего.
Прощение в христианстве выходит за рамки простого акта милосердия или обязанности; оно является основополагающим принципом, лежащим в основе христианской этики и духовной жизни.
И здесь мы видим важность отказа от мести и обид, ведущего к истинному исцелению и примирению. В контексте христианской веры, прощение является не только путем освобождения от духовных оков, но и путем следования примеру Христа, который прощал даже в моменты своих страданий.
Итак, какие же критерии именно христианского терпения? Во-первых, как мы выяснили, это должно быть активное терпение – основанное на собственном выборе человека, его вере и убеждениях. Пассивное же терпение, подобное поведению скота и основанное на невозможности дать отпор, – добродетелью, конечно, не является.
Во-вторых, христианское терпение отличает благая цель. Ради чего мы терпим? Например, ради укрепления духа. Недостатки ближних мы терпим ради них самих, ради теплых взаимоотношений. Конечно, нужно понимать, что христианин должен обличать грехи ближнего ради его же блага, но далеко не все грехи возможно сразу устранить; главное, что человек стремится к этому, а наша задача – поддерживать его и проявлять терпение и понимание. Например, если у близкого человека есть проблемы с агрессией, которая проявляется в злословии и ссорах, но он работает над собой, то, конечно, нужно запастись терпением. Бывают, впрочем, и такие недостатки, которые вообще не являются грехом, но по каким-то причинам раздражают окружающих. Здесь тоже пригодится терпение и умение принимать человека.
Но стоит также напомнить, что благая цель не всегда подразумевает бесконечное терпение проявлений греховности ближнего. Если жена видит, что муж, который ей изменяет, извиняется, но раз за разом поступает так снова и снова, стоит задуматься: а действительно ли он старается с собой совладать? Не будет ли более разумным уйти, чтобы он одумался и начал настоящую работу над собой? Как видим, всегда надо исходить из соображений любви к ближнему и пользы.
Итак, почему же христианин должен всегда проявлять правильное, христианское терпение? Потому что, во-первых, оно благодатно влияет на окружающих людей, по отношению к которым оно направлено. В этом плане мы берем пример с нашего Господа, который раз за разом терпит наши грехи и прощает их, изливая на нас свою любовь.
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Во-вторых, конечно, это положительно влияет на взаимоотношения с людьми. В третьих, присутствует положительное влияние и на нашу собственную душу, ведь, вопреки заблуждениям, христианин не глотает обиду и не подавляет злобу – он работает над собой и над своими эмоциями, а потому умеет реагировать на все мудро, с любовью и сочувствием.