Обратившись к 10-ой главе послания Луки, мы можем прочесть о том, как Иисус избрал 70 учеников и отправил их проповедовать. Итак, мы видим следующие слова Иисуса: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте» (Лк. 10:3-4). Наставление не приветствовать никого на дороге может показаться странным и непонятным, но сегодня мы объясним его смысл.
Иисус отправляет 70 апостолов проповедовать, то есть рассказывать людям о Христе, об истине. Миссия апостолов была очень серьезной, а потому требовала максимальной вовлеченности. Иисус хотел, чтобы его 70 учеников, посланные проповедовать, полностью посвятили себя этому служению и не отвлекались от него на другие вещи. «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви» – апостолы не должны были заботиться о своем комфорте и отвлекаться на что-то материальное и земное. Они также не должны были отвлекаться на душевное – то есть, представим, что апостол идет по дороге в город и видит на пути странника. Обычный вежливый человек наверняка бы его поприветствовал и перемолвился парой словечек. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но апостолам это было запрещено, как и все остальное, что прямо не связано с апостольским служением.
Протоиерей Александр Шаргунов, комментируя это наставление Иисуса, подтверждает вышесказанное. Он говорит о том, что апостолы не должны были тратить время на что-либо постороннее и отвлекаться от своего служения, поэтому им не следовало даже приветствовать кого-либо на дороге. Священник также уточняет, что это совершенно не означало, что апостолы должны быть неприветливы, просто им нужно было полностью сосредоточиться на своем служении, не медлить и не отклоняться от своего пути.
Апостолы были призваны показать не просто свои добрые намерения, но добрые намерения Господа по отношению к человечеству. Протоиерей также упоминает сходство наставления Иисуса с наставлением ветхозаветного пророка Елисея, но лишь упоминает, а не объясняет подробно, поэтому поговорим об этом чуть позже.
Византийский богослов Феофилакт Болгарский в своем толковании Священного Писания комментирует наставление «никого не приветствовать на дороге» схожим образом. Он пишет, что Иисус не хочет, чтобы апостолы обычными людскими отношениями препятствовали своему служению, ведь даже обычное приветствие может перетечь в разговор, что может перейти в дружеское общение. Все это могло привести к тому, что апостолы стали бы меньше заботиться о проповеди.
Епископ Михаил (Лузин), комментируя наставление Иисуса, отсылает нас к наставлению ветхозаветного пророка Елисея, которого упоминал также протоиерей Александр Шаргунов. Чтобы дать нашим читателям понять, о чем идет речь, обратимся к 4-й книге Царств:
«И сказал он Гиезию: <…> пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему» (4Цар. 4:29).
Такое наставление Елисей дает своему ученику, отправляя того со своим жезлом воскресить сына вдовицы. Объясняет епископ это следующим образом. Восточные приветствия были достаточно долгими, а потому могли замедлить дело, которое спешил исполнить Гиезий, ученик Елисея. Потому и Христос заповедует апостолам не приветствовать никого на дороге, дабы не тратить драгоценное время, которое должно быть посвящено служению.
В "Толковой Библии Лопухина", работа над которой была начата под редакцией профессора богословия Александра Лопухина и закончена его преемниками (в связи со смертью профессора), звучит несогласие с толкованием епископа Михаила (Лузина). Так, в Толковой Библии мы можем прочесть о том, что наставление Иисуса связано не с поспешностью, которой мешают восточные приветствия, а лишь с тем, что предложение мира и спасения должно совершаться не по пути и в спешке, а в доме, серьезно и внимательно.