«<…> один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:6-16).
Наверняка наши читатели уже поняли, что этот фрагмент описывает предательство Господа Иудой Искариотом. Каким же образом это относится к нашей сегодняшней теме? Дело в том, что описанное событие произошло в среду последней седмицы (недели) земной жизни Иисуса, и именно это событие вспоминают православные, когда постятся по средам.
В пятничный пост мы вспоминаем страдания и крестную смерть Христа, произошедших в этот день. Уточним, что казнь началась в 6 часов по исчислению иудеев, что соответствует нашим 12 часам дня. Смерть Христа произошла около девятого часа, что в переводе на наши часы означает 3 часа дня. Таким образом, на кресте Христос мучился около трех часов.
О традиции поститься по средам и пятницам мы можем прочесть в "Дидахе" ("Учение двенадцати апостолов"). Это раннехристианский памятник, возникший в Сирии, в конце l – начале ll вв. В 8-ой главе мы можем прочесть о том, что поститься следует не вместе с лицемерами, во второй и пятый день недели, а в четвертый и шестой.
Счет дней в неделе здесь идет от субботы, поэтому говоря о посте лицемеров во второй и пятый день недели, имеется в виду пост в понедельник и четверг, в то время как рекомендацию поститься в четвертый и шестой день недели следует понимать как призыв к посту по средам и пятницам. Лицемерами, как мы помним, Иисус Христос называл книжников и фарисеев, известных лишь внешними проявлениями религиозности и отсутствием стержня настоящей веры.
Отметим, что посты в среду и пятницу отменяются в сплошные седмицы, это:
- период Святок (с Рождества до Крещения);
- седмица перед Неделей о мытаре и фарисее;
- Сырная седмица (масленица), то есть последняя неделя перед Великим Постом;
- Светлая седмица (первая неделя после Пасхи);
- Троицкая неделя (перед Петровским постом).
Что можно есть в однодневные посты по средам и пятницам?
Если дни не выпадают на период одного из четырех длительных постов, тогда разрешается есть рыбу и растительную пищу с маслом. Если же идет длительный пост, то рыба исключается.
А так ли важно для христианина соблюдать посты в среду и пятницу?
Священник Валерий Сосковец, отвечая на этот вопрос, обращается к Древней Церкви. 69-ое правило Святых Апостолов устанавливает, что если священнослужитель или мирянин не соблюдает пост в среду и пятницу (как и Великий) не по физической немощи (болезни), то первого – низвергают, а второго – отлучают от Церкви. Таким образом, несмотря на существование других постов, Церковь особую важность придает именно среде, пятнице и Великому посту.
Священник Валерий Сосковец указывает, что целью поста является «смирение перед Богом, укрощение плотских страстей, нахождение дороги к истинному покаянию, молитвам, к испрошению милости у Бога». Священник также наставляет, чтобы мы особенно соблюдали это апостольское правило.
Думаем, что соблюдать пост в эти дни – важно, ведь тем самым мы в течение каждой недели достигаем тех результатов, которые нам необходимы для духовного роста. Также мы, когда постимся в эти дни, особенно поминаем евангельские события: предательство Иуды и распятие Христа.
Таким образом, для христианина важно не только посещение храма в воскресный день, но и воспоминание о страданиях Христа, которое мы можем особенно выразить в однодневные посты по средам и пятницам. Сам же Спаситель говорил так: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21), имея в виду демонов, которые изгоняются постом и молитвой. Так мы можем лишний раз вспомнить о важности и силе поста.