Коленопреклонения (т. е. земные поклоны) запрещены Первым Вселенским Собором (20-е правило) и Шестым Вселенским Собором (90-е правило) в определенные дни. Так, например, 90-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «канонически передано нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести воскресения Христова <…> в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера».
Запрет, изложенный в этих правилах, распространяется не только на "день Господень" (воскресенье), но и на "дни Пятидесятницы" (от Пасхи до праздника Пятидесятницы). Сегодня мы поговорим об этом запрете – зачем он нужен, и все ли его соблюдают.
Святой Василий Василий в своем труде "О Святом Духе" объясняет, почему в воскресенье совершать поклоны недопустимо. Так, он пишет, что в день, когда воскрес Иисус Христос, нашим прямым положением тела (стоя) во время молитвы мы «напоминаем себе о дарованной нам благодати».
В 91-ом правиле святого Василия Великого взяты за основу его слова о коленопреклонении в воскресенье и дополнены: когда мы преклоняем колено и падаем на землю, а потом встаем, то этим самым мы показываем, что мы упали через грех на землю и вновь встали к небу, благодаря Человеколюбивому Господу. То есть имеется в виду, что поскольку в день воскресный Сам Спаситель воскрес, мы в течение этого дня молимся стоя, как бы стремясь к небесам.
Иерей Роман Посыпкин отмечает, что эти каноны относятся к молитве прихожан в храме, но не к земным поклонам перед Святым Престолом и Чашей. Иерей также советует не смущать батюшку своего прихода "мудрствованием", если вдруг он по традиции перед Святым Престолом совершает "Отче наш" с земным поклоном в воскресенье и праздничные дни. Но если вам кажется, что правильнее будет не преклонять колен в те дни, в которые это запрещают делать правила Вселенских Соборов, то лучше будет не служить пред Святым Престолом, а просто помолиться в храме.
Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, можно ли совершать земные поклоны в воскресные и праздничные дни, объясняет, что, несмотря на то, что обычно земные поклоны не совершаются в воскресные дни, двунадесятые праздники и в период от Пасхи до Троицы, вводились эти правила в монастырях для монахов. Поэтому, по словам священнослужителя, если кто-то и преклонит колени по усердию, пусть даже и в воскресенье, в двунадесятый праздник или в период от Пасхи до Троицы, то он не совершит греха.
Протоиерей также отмечает: перед совершением земного поклона нужно осенить себя крестным знамением, после чего встать на колени и поклониться, при этом, касаясь пола руками и головой. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию, следует осенить себя крестным знамением (сделать это нужно дважды), после этого совершить поясной или земной поклон, приложиться к иконе (или распятию), а после снова перекреститься и совершить поклон.
Священнослужитель Михаил Преображенский, рассказывая о земных поклонах в воскресные и праздничные дни, замечает, что действительно существует уставная традиция не совершать земные поклоны в эти дни. Однако, как он отмечает, «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит», поэтому в случае, если человек совершает земной поклон, превысив меру, закрепленную уставом, «Господь его не осудит». Также священник приводит в пример монахов в монастырях, которые даже в воскресные дни перед причастием могут совершить земной поклон. По словам отца Михаила, «ничего в этом плохого нет».
Итак, мы разобрались с тем, откуда и зачем пошел такой запрет, а также выяснили мнения священнослужителей по этому поводу.