Сразу замечу, что в православной традиции все-таки такого типа изображений мы с вами особенно не встретим. А вот, например, в средневековой католической традиции мы можем встретить их огромное количество. Самое известное это, конечно, статуя Микеланджело, где Моисей изображен практически в виде седобородого фавна с некрупными рожками на голове. Выглядит это достаточно экзотично и действительно рождает массу вопросов.
Почему, соответственно, в двух разных традициях христианского мира такой диаметрально противоположный подход к изображению пророка Господня?
Византийская традиция, а вслед за нею и другие православные традиции никогда не изображают его так, а вот традиция латинская с очень раннего периода и вплоть до, как мы видим, периода Возрождения изображает пророка Господня с рогами.
Здесь перед нами очевидный пример того, как важно корректное взаимодействие с текстом, написанным на языке оригинала. Мы обращаемся здесь к сюжету 34 главы книги Исход, к моменту, когда пророк Господень получил скрижали завета и спускается с ними с горы к собравшимся израильтянам.
За то время, пока он находился на горе, вид его изменился. Но что произошло с его видом? Текст на иврите использует трехбуквенный корень «krn», который может быть переведен разным способом: это может обозначать и «рог», и «луч», и от этого же слова может быть производным глагол «лучиться» или «сиять».
Очевидно, что Моисей после того, как он находился в сиянии славы Божией, стал сиять и сам, что говорит об этом сам текст. 34 глава с 29 стиха:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
<…> И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было ему от Господа. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним».
К этому эпизоду обращается апостол Павел, когда говорит о том, почему многие его современники из иудеев, читая Писание, не понимают, что оно свидетельствует о Христе Иисусе. Он говорит, что точно так же до сих пор покрывало лежит на главе их, и не могут они прозреть сияние славы Божьей. Ни о каких рогах в тексте речи не идет.
Соответственно, переводчики Септуагинты с иврита на греческий и впоследствии греческие отцы никогда никаких рогов здесь не видели, поэтому во всей восточной иконографии Моисей изображается с обычным нимбом.
А в 382 году блаженный Иероним Стридонский призывается в Рим папой Дамасом, ему поручается высокая миссия сверить древние переводы на латынь и избрать из них лучший, но ситуация была столь плоха, что практически не было двух полностью идентичных друг другу рукописей, что в конечном итоге блаженный Иероним занимается самостоятельно переводом Священного Писания с греческого – Нового Завета, с иврита – Ветхого Завета.
В этом самом переводе «krn» он переводит как «рог». Отсюда в латинской или вообще в западной, в том числе изобразительной культуре, Моисей становится рогатым. Дальше эту тенденцию попытались смягчить тем, что начали изображать Моисея с лучами на голове, но исходящими в двух направлениях.
То есть была попытка как бы примирить и чтение «krn» как «рог» и как «луч». Хотя, повторюсь, очевидно текст не о каких рогах, а только о сиянии славы, говорит нам, исходящим от лица пророка.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст составлен на основе видео с канала «Экзегет»
Читайте ещё:
Бог Ветхого и Нового Завета – разный? Исчерпывающее объяснение батюшки
«Они возьмут половину земли»: о чем предупреждала Россию старица Макария В Библии написано чётко, что Господь посылает смерть только в двух случаях Что нельзя просить у Бога? 7 советов от батюшки