На широко почитаемом среди православных христиан образе
Пресвятой Богородицы "Троеручица" написано три руки взрослого человека.
Вот предание о появлении этого образа.
В VIII веке в Восточной Римской империи (известной сейчас как Византия) появилась новая ересь иконоборчества. Ее последователи ссылались на Божью заповедь о запрете поклонения идолам и приравнивали все святые образы именно к ним. Ересь эту исповедывал и сам император – Лев III Исавр. В то время в Дамаске, при дворе халифа служил высокопоставленный чиновник Мансур ибн Серджун. Он был не простым христианином, а писателем-богословом и философом.
Мансур написал несколько больших работ, обличающих иконоборцев и их ересь. Трактаты быстро распространились по всему христианскому миру, а также Мансур отправил их в Византию самому императору. Но Лев Исавр не только не раскаялся в своем заблуждении, а еще и разгневался на богослова. Чтобы Мансур навсегда прекратил брань против иконоборчества, император пошел на хитрость и клевету. Его писцы составили подложное письмо, написанное как будто бы Мансуром императору. В них чиновник и богослов якобы призывал Льва напасть на Дамаск и завоевать его, а сам предлагал царю свою помощь. К клеветническому письму было приложено послание халифу от императора, в котором тот уверял правителя Дамаска в своей дружбе. Сирия и Византия же находились в те годы в состоянии мирного договора.
Халиф получил эти письма и поверил клевете. Он лишил должности Мансура ибн Серджуна, повелел отрубить кисть его правой руки и повесить ее на всеобщее обозрение на главной площади Дамаска.
Можно только вообразить, что пришлось пережить честному человеку и ревнителю веры.
Мансур уговорил халифа вернуть ему отчужденную конечность. Он отправился с отрубленной рукой домой, приложил к запястью и стал молиться перед образом Богоматери "Одигитрия", выпрашивая у Царицы Небесной чудесное исцеление. По ходу молитвы Мансур уснул, и в тонком видении ему явилась сама Дева Мария. Она пообещала Мансуру сотворить для него чудо, но взяла с него обещание, что тот будет усердно трудиться восстановленной рукой. Богослов проснулся исцеленным – на запястье приросшей руки был лишь небольшой шрам.
Какую радость испытал при этом Мансур – также помочь понять может лишь воображение.
В благодарность Деве Марии богослов заказал у мастера серебряное изображение кисти человеческой руки и прикрепил его к иконе, перед которой молился.
Халиф узнал о свершившемся чуде и понял, что поверил Льву Исавру напрасно. Он предложил Мансуру вернуться на прежнюю должность, но тот попросил отпустить его в монастырь святого Саввы. Эту просьбу он обращал к халифу уже не первый раз. В этот раз халиф согласился, и его бывший вельможа забрал с собой новый богородичный образ в монастырь, где он и принял постриг с именем Иоанн.
"Троеручица" хранилась в монастыре до XIII века, а затем ее подарили сербскому архиепископу Савве. По преданию, когда турки напали на Сербию, ради спасения образа, "Троеручицу" прикрепили к спине осла и тот принес ее на Афон в Хиландарский монастырь. Монахи восприняли это как знак свыше и поместили образ в алтарь, но икона через некоторое время очутилась на игуменском месте. Монахи решили, что игуменьей в монастыре теперь будет только Богоматерь, а должность, на которой избранные монахи управляли делами монастыря, называется "иеромонах-протоигумен". Благословение на все дела братия с тех пор испрашивает в молитве перед "Троеручицей".
Икона стала почитаться все более обширно.
Список иконы XVII века – одна из главных святынь Троянского монастыря в Болгарии. В России "Троеручица" также широко почитается. В 1661 году, когда патриарх Никон строил Новоиерусалимский монастырь, по его просьбе из Хиландарского монастыря прислали список иконы.
Однако многих смущало приписывание Богородице третьей руки. Своим указом от 21 мая 1722 года Святейший Синод постановил запрет на написание таких образов.
На ранних списках XI века третья взрослая рука была частью серебряного оклада. Русские же иконописцы приписывали Богородице третью руку так, будто бы она принадлежит самой Богоматери.
Один из списков "Троеручицы" находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова. Московские образы "Троеручицы" находятся в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах на Болгарском подворье, а также в Музеях Московского Кремля.
За прошедшие столетия было записано множество преданий о случаях чудесного исцеления по молитве перед списками "Троеручицы". В некоторых местах христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе изображение исцеленного органа, выполненное из драгоценного металла.
Оригинальный образ и ныне хранится в Хиландарском монастыре на Афоне. Празднование иконы совершается 11 и 25 июля.
Предание о "Троеручице" напоминает христианам о всемогуществе Бога, неотъемлемости от христианской жизни иконопочитания, а также о том, что среди сонма святых небожителей у нас есть и такой помощник как Иоанн Дамаскин.
Христиане, молясь на этот богородичный образ, или на какой другой, а то и вообще не имея перед глазами иконы, должны помнить главное: Матерь Божья доступна нам всегда и везде – когда мы в храме, дома, или даже в самых скорбных обстоятельствах. Даже если кто-то из нас самый закоренелый грешник, Пресвятая Дева услышит каждого из нас и откликнется Своей помощью, потому что Она, как и Ее Сын, хочет спасения каждого из нас.