Почему нельзя причаститься без подготовки?

Путь ко Причастию для человека, который только делает первые шаги в духовной жизни, может быть очень непрост и нередко сопровождается разного рода испытаниями и искушениями. Почему же нельзя просто причаститься, без положенной подготовки (поста, молитв, исповеди и т.д.)?..

Безусловно, важно понимание того факта, что ни один человек на земле в полной мере никогда не будет готов ко Причастию, все мы в той или иной мере приступаем к Чаше недостойно. Но, тем не менее, подготовка к Таинству позволяет хотя бы в какой-то степени "приготовить" себя, свою душу к принятию Святых Таин.

Безусловно, есть ситуации, в которых человека можно причастить и без положенных нескольких дней говения (например, в экстренных случаях, при угрозе жизни и т.д., в тяжелой жизненной ситуации, когда духовное укрепление необходимо срочно). Такой вопрос нужно решить лично со священником.

Что касается "рядовой" ситуации, подготовка ко Причастию все же необходима, и об этом еще в первом веке нашей эры писал святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «… Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:26-30).

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!

Смысл подготовки к Причастию заключается в том, чтобы внутреннее состояние человека, насколько это возможно, было приближено к состоянию мира, любви, смирения, желания уйти от греха к Богу, стремления к борьбе со своими немощами, страстями и т.д.

На достижение этого направлены и пост, и молитвы, и исповедь. Для того, чтобы сосредоточиться на духовном, обратить внутреннее внимание на Христа, человек, который хочет причаститься, некоторое время должен воздерживаться от скоромной пищи, отказаться от привычных увеселений, помолиться, вспомнить о своих грехах и исповедать их.

Исповедь – это отдельное Таинство, которое тесно связано с Причастием. После исповеди, когда человек очищается милостью Божией от грехов, он особо устремлен ко Господу, духовно чист и подготовлен, насколько это возможно для нашего греховного состояния, к принятию Святых Таин.

В Таинстве Причащения совершается особое чудо глубокого единения между Богом и человеком. Христос говорил: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53, 56).

Осознавая, насколько велико и неизреченно Таинство Причастия, когда человек принимает внутрь себя Святые Тайны, становится понятно, что мы не можем дерзать подходить к Чаше просто так, без должной подготовки, без хотя бы каких-то с нашей стороны "движений" от греха в сторону Христа, без стремления очиститься, без смирения, покаяния и молитвы.

Святой преподобный Серафим Саровский говорил, что человек, который постоянно с верою и с должным приготовлением причащается Святых Христовых Таин, постепенно просвещается, освящается и изменяется. А это означает, что каждый раз, когда человек по-настоящему, не просто "для галочки", готовится ко Причастию, он делает важный шаг вперед.

Помоги Господь!

Comments (0)
Add Comment