Православные люди во все времена относились к пророку Илие с большой любовью и почитанием. В девятом веке на территории Киевских земель в его честь был возведён целый собор, а в десятом столетии, по велению княгини Ольги, в память о Святом был построен великолепный Храм.
Но почему же пророк, живший в Палестине, так горячо полюбился нашим соотечественникам? И почему в Царствие Божие он был вознесён ещё при жизни?
В Православной истории существуют лишь два человека, которых Небесный Отец призвал к себе живыми – это пророк Илия и Святой Енох. Иными словами, они были введены в Царствие Божье не испустив дух – так Господь отметил их за праведную, благочестивую жизнь на земле.
И Илия, и Енох жили в Ветхозаветные времена – они не знали о том, что к людям будет послан Спаситель, но, тем не менее, веровали твёрдо и истово.
В ту эпоху люди поклонялись, в основном, языческим идолам, а истинного Господа почитали только иудеи. Государства в те дни непрестанно вели друг с другом кровопролитные войны, а люди, в большинстве своём, были грубыми и жестокими.
Ещё не было написано и Евангелие, и Небесный Отец открывался только немногим избранным. Одним из таких избранников и стал Илия, избравший нелёгкий путь пророчества. Он беспощадно боролся с язычеством и открывал людям глаза на путь истинной, праведной веры.
Именно для этой цели Бог и посылал к людям пророков: они должны были напомнить древним народам об их подлинном предназначении, ведущему к Спасению духа.
Илия верил в Господа с малых лет и всю свою жизнь провёл в горячих и беспрестанных молитвах. В юности молодой человек понял, что должен стать пророком и что именно эта участь уготована ему Небесным Отцом. В те дни трон принадлежал царю Ахаву – ярому идолопоклоннику, заставлявшему людей следовать его примеру.
Все помыслы и деяния Илии была направлены лишь на одну цель – на проповедование слова Господнего и веры в Него. Важно отметить, что в ту эпоху пророчествование требовало особого мужества и храбрости.
И именно за эту ревностность и смелость Господь удостоил Илию особой чести, призвав его к Себе живым. Тем самым Небесный Отец демонстрирует всем нам, что праведная жизнь и непоколебимая вера вознаграждаются Вечным пребыванием на Небесах.
Удивительная история пророка Илии описывается и в Евангелии – при этом там говорится о том, что лишь Моисей и Илия были удостоены величайшей чести снисхождения и личных бесед с Господом. Кроме того, упоминают о вознесении пророка и иные древние письменные источники.
Свидетелем этого чудесного события был юноша по имени Елисей – он был учеником Илии, и его взору открылось следующее:
Верхние одежды пророк, уже находясь в колеснице, сбросил в руки Елисею. А апокрифическая Книга мудрости Христа описывает это событие так:
День памяти пророка Илии Православные христиане отмечают ежегодно. Он празднуется второго августа, и верующие часто называют эту дату своеобразной границей, отделяющей лето от осени.
Пророк или… Прорицатель?
Многие современные люди путают или вовсе смешивают эти понятия. Спроси у пророка, словно у цыганки, что тебя ждёт – и он тут же предскажет твоё будущее в мельчайших подробностях.
Объясняет, в чём разница между прорицателем и пророком известный Богослов и профессор Александр Копировский: «…Называя пророков прорицателями, мы не совсем понимаем, что подразумевает под собой само понятие «пророчества».
Неслучайно в Священном Писании прорицателей называют «лжепророками» – и не потому, что они беспрестанно и беззастенчиво лгут, но потому, что их знания не представляют особой ценности. Они выдают за истину полуправду ради собственной выгоды, но разве подобные действия могут быть праведными и угодными Господу?
Настоящие пророки пробуждают людскую совесть и часто говорят о вещах невыгодных или даже опасных. Однако истинный пророк ничего не боится, потому что его главная задача – это возрождение в человеческих сердцах любви и надежды, отсутствие которых говорит об отступничестве от Бога.
Таким пророком и был Илия. И даже одно его имя уже несёт в себе Божественный «корень». На еврейском языке оно звучит как «Элийяху», где «Эль» – это «Бог», а «яхве» – сакральное имя Небесного Отца. А дословный перевод этого имени звучит так: «Мой господин – лишь Бог». Поистине достойное имя для пророка, не так ли?».
Чему может научить нас пророк Илия?
Ответ на этот вопрос дал батюшка Сергий Бегиян:
«…Какой пример мы можем заимствовать, размышляя о житии этого удивительного человека?
Когда я рисую в своём воображении образ Илии, я чувствую себя так, как будто стою перед высочайшим небоскрёбом. Перед громадным памятником подлинной и сердечной веры.
В чём же мы с Вами можем ему подражать? И стоит ли пытаться?… Может ли крохотный муравьишка пытаться подражать слону?
Но задумайтесь – ведь и муравью под силу поднять травинку. Безусловно, огромный памятник веры пророка сложно сравнить с нашими маленькими, жалкими хибарками, однако же и в них можно подпитываться праведностью. Нам не под силу низводить огонь с неба, однако же мы можем поджечь спичку, и, растопив печку, испечь лепёшки, которыми впоследствии накормим пророка, подобно вдове-сидонянке.
Мы не беседуем с Небесным Отцом лично, но обращаемся к Нему сердцем, чувствуя, что Он слышит нас. А потому нам стоит уподобиться Илие в ревностном отношении к вере. Пускай каждая наша короткая молитва, каждое наше служение будет пропитано духом праведной ревности».
Читайте еще:
Всё, что нужно знать православным о поклонах: когда, зачем, сколько?
Докажи, что Бог есть! Что на это ответил святитель Николай Сербский "В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и проповедовать!" – Старец Гавриил Ургебадзе Этот псалом знали наизусть все наши предки