Наш Спаситель известен нам под именем Иисус. Повеление назвать Богомладенца именно так было передано через архангела Гавриила, принесшего благую весть Марии и Иосифу о скором рождении Сына Божьего: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 31). Но в Ветхом Завете пророк Исаия, предсказывая приход Спасителя, называет его именем Эммануил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это имя, в свою очередь, переводится с еврейского как "С нами Бог".
Получается, пророк Исаия ошибся, указывая на имя Сына Божьего? На самом деле, нет. Если мы прочтем книгу пророка Исаии чуть подробнее, то увидим, что он называет Спасителя и другими именами: «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9: 6). Пророк вовсе не имел в виду, что все эти имена будут принадлежать Сыну Божьему как имена собственные – речь шла о том, что эти имена укажут на Божественную природу нашего Спасителя.
Архимандрит Иов (Гумеров), отвечая на вопрос о том, почему Иисус в Ветхом Завете назван Эммануилом, приводит и другие имена Спасителя: Господь, Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Давидов, Мессия, Христос, Помазанник, Примиритель, Спаситель, Агнец Божий, Искупитель, Новый Адам, Альфа и Омега, Первый и Последний и др. Священнослужитель отмечает, что каждое из этих имен указывает на какую-либо особенность личности Спасителя. В то время как Иисусом была названа конкретная личность, находящаяся в Израиле. Иисус – имя собственное.
Священнослужитель объясняет, что в пророчестве пророка Исаии нет предсказания, какое будет у Спасителя имя собственное в человеческом воплощении, но есть указание на то, что он будет в мире и после своего воплощения (потому как Эммануил, повторимся, означает "с нами Бог").
Архимандрит Иов (Гумеров) приводит в пример еще одно местописание, в котором есть указание на имя Спасителя, которое, однако не является именем собственным (Цемах (Отрасль): «И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень < …>..» (Зах. 6:12).
То есть, если говорить проще, Эммануил – не имя собственное, а что-то вроде прозвища или титула, которое характеризует Его личность. Здесь также отметим, что к титулу относится и слово Христос, что означает "Помазанник" и на еврейском звучит как "Машиах" (Мессия).
Иисус же – греческая форма имени "Иешуа", что на еврейском означает "Спаситель" или "помощь Бога".
Существует тип икон с названием "Спас Эммануил", на которых изображен Иисус в образе Младенца или Отрока. В отличие от множества других икон, здесь Богомладенец изображен без Богоматери. На некоторых таких иконах у Иисуса можно увидеть черты старца.
К другим типам икон Спасителя относятся:
- "Спас Нерукотворный". На православных иконах Спаситель изображен спокойным, на католических – со страдальческим видом.
- "Спас Вседержитель" (Пантократор). На иконах данного типа Иисус изображен в средних летах, с прямыми волосами, небольшой бородой и усами. Левая десница его благословляет, а правая держит святое Евангелие. Иисуса изображают сидящим на престоле либо стоящим. Также встречается изображение по пояс или плечи.
- "Спас на Престоле". Схож с предыдущим типом икон. Иисус держит Евангелие и благословляет, но, в отличие от "Спаса Вседержителя", "Спас на Престоле" всегда изображает Иисуса в полный рост и на троне.
- "Спас в Силах". Иисус изображается на фоне красного квадрата и синего круга. На иконах такого типа можно увидеть ореол алого цвета, окружающий Иисуса.
- "Спас Эммануил" – наименее известный тип икон нашего Спасителя.