Для начала стоит раскрыть понятие "прелюбодеяния". Обычно люди понимают под этим словом супружескую измену. И это отчасти так, однако прелюбодеянием называется не только связь женатого или замужней с другим человеком (вне зависимости от того, состоит он в браке или нет), но и связь неженатого или незамужней с тем, кто уже состоит в браке.
Отсюда возникает вопрос: почему считается прелюбодеянием жениться на разведенной, если она уже не состоит в браке?
Во-первых, ответ на вопрос о том, почему женитьба на разведенной трактуется как прелюбодеяние, косвенно дан самим Иисусом Христом. Когда фарисеи искушали Его, спрашивая, по любой ли причине дозволяется разводиться с женой, Он ответил им:
«Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).
Поскольку же разведенная жена считается "одной плотью" с предыдущим мужем, то женитьба на ней логически становится прелюбодеянием.
Фарисеи, услышав такое, сослались на закон Моисея, по которому было позволительно разводиться, если муж даст разводное письмо жене. Такое письмо можно было давать по следующей причине: если жена «не найдет благоволения в глазах его (мужа)» (Втор. 24:1-4). Однако Сын Божий продолжает:
«Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
А предыдущий закон Он объясняет тем, что такое правило дано было «по жестокосердию» иудеев.
Во-вторых, женитьба на разведенной трактуется прелюбодеянием не во всех случаях. Жениться или выходить замуж за человека, который был невиновной стороной развода, не считается прелюбодеянием – об этом говорит протоиерей Андрей Ефанов. Священнослужитель также добавляет, что если инициатор разводится без серьезной причины (прелюбодеяние либо угроза жизни, либо человек не понес серьезной епитимии после инициированного развода), то второй брак для его будущего супруга будет считаться прелюбодеянием так же, как и для инициатора развода.
Священник Афанасий Гумеров, комментируя слова «… и кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32) отмечает, что в Нагорной проповеди Иисус не дает развернутого и подробного законодательства для семьи, но лишь говорит о чистоте христианского брака. Священник также говорит о том, что нет никаких сомнений, что речь идет о виновной стороне. То есть, если брак распадается по причине измены жены, то женитьба на такой разведенной будет считаться прелюбодеянием. И, напротив, если брак распадается из-за измены мужа, то женщина, которая решит выйти замуж за такого мужчину, будет виновна в прелюбодеянии. Невиновный в измене супруг в дальнейшем может беспрепятственно вступить в новый супружеский союз.
А. Г. Долженко, комментируя Священное Писание, отмечает, что то, что Иисус Христос назвал прелюбодеяние единственной причиной для развода, способствовало укреплению брака и возвращению его к первозданной чистоте. Это также позволило избежать разводов по незначительным причинам, в то время как в ветхозаветные времена довольно часто разводились из-за пустяков.
Церковь, основываясь на многовековом опыте и принципах милосердия и снисхождения к людям, расширяет список допускаемых поводов для развода: отпадение супруга от православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки, безвестное отсутствие, угроза жизни и здоровью и др. Отметим, что эти причины являются не требованием к расторжению брака, а правом, которым супруг может воспользоваться.
Не является ли такое расширение причин к разводу нарушением указаний, данных нам Иисусом? Дело в том, что понятие измены довольно широкое. Так, к измене можно отнести понуждение к прелюбодеянию. Покушение на жизнь супруга, побои, издевательства – все это является нарушением клятв верности и может также расцениваться как измена.