Многие задаются вопросом, почему женщинам нельзя заходить в алтарь, поэтому разберемся во всем по порядку.
Алтарь – особенная часть храма, которая находится на восточной стороне, отделенная иконостасом. Именно там совершается Таинство Евхаристии (Причастия).
Вход туда, вопреки заблуждениям, закрыт представителям обоих полов, если те не являются священнослужителями или алтарниками. Правилом Шестого Вселенского (Трулльского) собора установлено:
«Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря».
Но, несмотря на то, что Трулльский собор постановил такое правило в конце VII века, существовало оно и ранее, а собор его узаконил.
Таким образом, вхождение в алтарь воспрещено людям, не относящимся к служителям Церкви. Исключение составляют цари – помазанники Божьи. Но и они могут входить в алтарь лишь для принесения даров Богу, предварительно сняв с себя царские одежды, дабы войти как обычные миряне.
Но среди служителей Церкви, входящих в алтарь, нет женщин. Этому также есть объяснение.
Дело в том, что в ветхозаветные времена приносились кровные жертвы, так как смыть грех можно лишь кровью: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). За каждый грех человек должен умереть, но не за смертные грехи люди расплачивались жизнью любимого животного. Человек закалывал бедное животное, а после его лицо окропляли кровью. Такое действие должно было показать человеку, насколько страшен его грех.
Впоследствии люди стали просто покупать жертвенных животных прямо в храме. Конечно, никаких теплых чувств к приносимым в жертву животным они не испытывали, поэтому изначальный смысл жертвоприношения исказился.
После искупительной Жертвы Христа, который взял на Себя грехи всего мира, у нас больше нет необходимости приносить в жертву животных. Иоанн Креститель, увидев Христа, сказал: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Жертвы животных существовали для временного прощения грехов (и были лишь прообразом Христовой Жертвы), в то время как Жертва Христа принесена на все времена (Евреям 7:27). При этом, жертвоприношение животных не могло очистить душу человека – оно лишь ненадолго успокаивало его совесть, в то время как Жертва Христа действует на нас особым образом: именно она очищает и обновляет душу. Христианам необходимо лишь совершать Таинство Причастия (Евхаристии), которое символизирует Христову Жертву.
Итак, в алтаре, в котором происходит Таинство Евхаристии, не должно быть ничьей крови, кроме Христовой. Поэтому служба там невозможна для женщин, которые ввиду физиологии подвержены ежемесячным менструальным кровотечениям, порой неожиданным. Даже маленьких девочек не заносят в алтарь при крещении (но заносят мальчиков), потому что иногда и у них бывают кровянистые выделения из-за материнских гормонов.
Вдобавок к этому, каждый мальчик потенциально может стать священнослужителем, а девочка лишена этой возможности. Но иногда на службу в алтаре благословляются пожилые женщины, у которых уже нет менструации (особенно распространено это было во времена Великой Отечественной войны, когда в храмах недоставало служителей мужского пола).
Отметим, что начиная еще с III в. существовали диакониссы, но служение их было направлено на нужды женщин: миропомазание женщин после крещения, помощь им в болезни, обучение основам веры. В "Дидаскалии Апостолов" мы видим наставление о том, что диаконисса должна быть почитаема как образ Духа Святого. В современной же Православной Церкви диаконисс нет.