Ради кого мы постимся – ради самих себя или ради Господа? Кому больше нужны все эти ограничения и лишения? Ведь если человек верит искренне, то он не позабудет о Боге ни за щедро накрытым столом, ни в минуту увеселений…
Эти же вопросы побудили одну верующую женщину спросить у батюшки следующее:
“Очень скоро настанет первый день Великого Поста, и я, впервые за долгие годы, ловлю себя на мысли о том, что в этот раз поститься мне отчего-то совсем не хочется.
Более того – мне это кажется бессмысленным. Раньше, думая о Посте, я говорила себе: “надо – значит надо!”, но теперь меня одолевают сомнения… Неужели Небесному Отцу действительно так нужны все эти наши вынужденные ограничения?”.
Ответил на этот вопрос батюшка Александр Ситников:
“Прежде всего, должен сказать, что возникновение подобных вопросов говорит о том, что мы духовно взрослеем, и в этом нет абсолютно ничего дурного. Каждый человек, рано или поздно, задумывается о серьёзных вещах, мысленно взвешивая их ценность.
То же самое происходит с нами и, к примеру, в подростковом возрасте, когда детские взгляды сменяются на более взрослые – подростки уже не доверяют всем и всему подряд, что-то критикуют, а что-то – переосмысливают. Это естественно.
И, когда мы начинаем задумываться о том, кому и для чего на самом деле нужны посты, то понимаем, что Господу, на самом деле, всё равно, что лежит у нас в тарелке. Спаситель не оставлял нашим предкам никах конкретных указаний или рекомендаций, касающихся постов. Да, Христос, конечно, упоминал о вреде чревоугодия и винопития, что подтверждает и Библия:
Однако Спаситель не говорит нам о том, насколько долго мы должны поститься. Или о том, какой именно диеты должны придерживаться и в какое время есть. Тем не менее, не следует забывать и о словах, сказанных Апостолом Павлом:
Конечно, это не лучшее напутствие перед началом поста, однако Апостол Павел напоминает нам об одной очень важной вещи: каждый верующий человек должен относиться к вопросу пощения по-своему, то есть знать свою личную меру.
Вспомним о тех временах, когда Церкви была присуща большая аутентичность – в те дни не было ни канонов, ни единых для всех практик, связанных с постами. Все постились по-разному: в одном месте люди начинали ограничивать себя за три дня до наступления Пасхи, а в другом – например, за неделю.
Безусловно, в монастырских обителях посты всегда отличались большей строгостью и продолжительностью. Однако это говорит лишь о том, что каждый христианин сам решал, как именно ему соблюдать пост – то есть определял именно свой предел и именно свою интенсивность. И в таком случае посты соблюдаются ради нашего же блага, но не для Господа, чтобы он нам “галочку” поставил.
Многие из нас соблюдают посты, согласовываясь при этом с Церковным календарём, думая при этом, что таким образом они “угождают Богу” и приближаются к Нему. Однако со временем мы понимаем, что посты не всегда делают нас лучше и праведнее. К примеру, некоторые люди осознают, что Посты не помогают возносить им более истовые и горячие молитвы, не делают их внимательнее, добрее или милосерднее.
А порой происходит и обратное – человек в этот период может стать более раздражительным или озлобленным. И это доказывает одну простую истину – сами по себе посты не сделают из нас праведников или подвижников. Посты могут и помочь нам приблизиться к Небесному Отцу, и, напротив, отдалиться от Него. И в этом вопросе всё зависит только от нас самих и нашего духовного настроя.
А потому нам следует воспринимать пост, как инструмент, пользоваться которым можно разными способами, в соответствии с нашим здоровьем и внутренними устремлениями. И ориентироваться тут нужно, в первую очередь, не на календари, а на состояние Вашего духа и его потребности.
Не бойтесь оказаться “недостойными Причащения” и не переживайте, думая о том, что батюшка отругает Вас за самоуправство. Руководствуйтесь своим духовным настроем, и если вдруг Вы понимаете, что не хотите постится – не поститесь и поглядите, как на Вас это отразится. Вероятно, Вы не почувствуете себя от этого лучше в духовном плане, потому что разумные посты в любом случае усиливают и совершенствуют наши молитвы.
Да и некоторую степень воздержания каждый из нас должен уметь в себе поддерживать. Однако пост не должен становиться для нас эдакой “неподъёмной тяжестью” – а это происходит в тех случаях, когда мы помышляем об одном только пищевом уставе. Если целый день мы ждём того часа, когда, наконец, сможем поесть, то такое пощение, безусловно, никак нельзя назвать разумным и полезным.
И если Вас донимают подобные мысли, попробуйте в этот раз не соблюдать пост и понаблюдать за своим внутренним состоянием. И, таким образом, кидаясь от одной крайности к другой, многие люди и отыскивают свою “золотую середину”. Тогда они и начинают понимать, что представляет собой правильный пост с учётом меры. В таком случае и не возникает сомнений в необходимости тех или иных ограничений.
Посты – это только инструменты, а потому и относиться к ним надлежит соответствующим образом. Или можно провести иную аналогию – представьте себе, что пост, это, своего рода, тренировка. Неподготовленный человек не сумеет тут же поднять двести килограммов – начинать в этом деле нужно с малого, постепенно двигаясь к большему.
Также и с постами – когда Вы будете понимать, что то или иное лишение, соответствует Вашей мере и оно для Вас “подъёмно”, то и восприниматься эти небольшие лишения будут с радостью, а не с желанием каким-либо образом сделать себе послабление”.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Также читайте:
Как поститься мирянину? Отвечает священник
Как поститься, если есть проблемы со здоровьем? Объясняют священники Как начать соблюдать Великий пост? Насколько важно поститься в среду и пятницу? Священник дал ценные пояснения