«Чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило»
Содержание статьи:
- 1 «Чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило»
- 2 Два мнения
- 3 ученого
- 4 …и священника
- 5 А был ли реально Молох?
- 6 "Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет».
- 7 В контексте же всего сказанного хочу заметить, что для нас, христиан, слово "УДАЧА" – какое-то неправильно подобранное слово. Ведь оно ничего мощного в себе не несет. Нам больше подходит "С БОГОМ". Как Господь сказал: "Кто не со мной – тот против меня". А куда можно пойти с Богом? Да куда угодно!"
- 8 Читайте также:
- 9 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда. Будьте счастливы и здоровы!
В последнее время пришлось призадуматься – больно уж часто на мое обычное пожелание удачи люди реагировали крайне негативно. Можно сказать, агрессивно и в то же время с неким страхом что ли. Больше того, некоторые боялись даже произнести слово «удача» вслух.
Чтобы разобраться, что тут к чему, мне пришлось провести целое расследование. И вот, что удалось выяснить.
Например, в библейских текстах часто встречается упоминание о Молохе – языческом божестве, которому поклонялись не только моавитяне, но и аммонитяне, и саммиты. У последних Молох выступал в образе Баала или Ваала. А проще говоря, дьявола. Причем это поклонение было связано с варварским приношением в жертву маленьких детей. Исключений не делалось никому. Даже новорожденным.
Служение Молоху устраивалось в долине сынов Еннома, где и приносились ему в жертву дети. Об этом языческом ритуале в Библии сказано так: «И устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31).
Молох упоминается также в Книге судий (2:11, 3:7) и в книге Царств (11:7).
Два мнения
ученого
Вот как описывает события той эпохи известный российский востоковед Зинаида Рагозина в своей книге «История Ассирии»:
«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе».
…и священника
Ну и для полноты картины еще одно мнение, прозвучавшее в свое время из уст весьма авторитетного в православии человека – старца Архимандрита Клеопа (Илии, настоятеля монастыря Сихэстрия, подвижника Румынской Православной Церкви, Чудотворца, отошедшего, увы, ко Господу 1 декабря 1998 года в возрасте 86 лет.
«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные. Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».
А был ли реально Молох?
Представьте, друзья, что нашлись ученые, которые достаточно аргументированно обосновали свои выводы по поводу того, что реально Молоха не было. Языческий кровавый идол был, а его не было. И объясняют это тем, что конкретных фактов существования Молоха как не было, так и нет до сих пор.
Откуда же, спрашивается, взялось это существо? Согласно их точке зрения, Молох – чистый вымысел людей, живших в ту историческую эпоху. Не исключено, что злую шутку сыграл, похоже, и неточный перевод.
Хотя с другой стороны, так ли уж важно – Молоху-демону по имени Удача приносились в жертву младенцы или какому -то безымянному языческому идолу?.. Дело ведь в том, что люди, вымаливая у кровожадных божеств удачи и счастья, расплачивались своими детьми.
Не могу не привести и еще один очень любопытный взгляд по нашей теме православного священника Димитрия Паламарчука, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»:
"Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет».
В контексте же всего сказанного хочу заметить, что для нас, христиан, слово "УДАЧА" – какое-то неправильно подобранное слово. Ведь оно ничего мощного в себе не несет. Нам больше подходит "С БОГОМ". Как Господь сказал: "Кто не со мной – тот против меня". А куда можно пойти с Богом? Да куда угодно!"
Об удаче же можно сказать, что это, по сути, неточное пожелание. Потому что удача может быть, а может и не быть. В этом случае христианин вспоминает о ЧУДЕСАХ, которые на самом деле имеют огромную ценность. И это ни какая-то удача – то ли да, то ли нет, а полноценное запоминающееся событие.
А еще, по-моему, люди употребляют слово "СОВПАДЕНИЕ", которое не является словом христианским. Что же касается его смысла, то у Бога не бывает совпадений, только истинное чудо. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29). Право же, лучше не скажешь.
Читайте также:
Проверьте себя: умеете ли вы любить по-христиански?
Молимся так, как учат нас святые отцы!