Таким вопросом задаются некоторые люди, а кто-то и без сомнений уверен, что так оно и есть. Но подобное утверждение можно было бы с легкостью опровергнуть, если пойти опытным путем – взять сто рандомно выбранных людей и узнать, что же им приснилось с четверга на пятницу. Скорее всего, однозначного ответа не будет, так как кто-то спал вообще без снов, кто-то вспомнит размыто, что вроде как что-то снилось, но что именно – не вспомнит, а кого-то во сне будут мучать кошмары или привидится фантасмагория. Безусловно, в выборке наверняка попадутся люди, которые будут утверждать, что прабабушка, пришедшая во сне и так явно угощавшая сновидца пирожками, – нечто иное как вещий сон, и прабабушка готовится к встрече в ином мире, таким образом, зовя к себе.
Безусловно, таких экспериментов никто проводить не будет, и это не более, чем шутка, в которой, впрочем, есть и правда: "вещие" сны в определенную ночь – не более, чем суеверие, которое не имеет никакого отношения к христианской вере.
Но если говорить в целом про вещие сны, которые не раз нам встречались в Библии, и через которые Бог передавал пророчество о будущем, то здесь можно встретить разные мнения. Рассмотрим их.
Действительно, можно привести немало примеров, в которых Господь либо напрямую говорит во сне сновидцу, либо передает послание в завуалированной форме, которое нужно истолковать. И такие сны могли случиться как у праведников, так и у грешников, как с пророками и царями, так и обычными людьми:
«Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15-18).
Господь являлся во сне правителям и ветхозаветным пророкам, неся откровения о событиях глобального масштаба, которые неминуемы либо в ближайшем будущем, либо отдаленном. Но такие сны не были видениями частного характера – они несли информацию о судьбах целых народов и даже человечества.
В Новом Завете мы также видим, что Господь несет откровения в сновидениях – Он являлся не раз Иосифу в виде Ангела с вестью, волхвам, жене Пилата. Но в Писании также упоминается и о ложных снах, которые можно выдать за откровения: «вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10:2); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29:8).
В любом случае, поистине вещие сны, несмотря на то, что и находят свое подтверждение в церковном предании, – событие весьма редкое, исключительное, доступное избранным. Простым людям с их греховной природой такие сновидения вряд ли доступны, тем более, на регулярной основе, еженедельно.
Много внимания феномену сновидений уделяли святые отцы Церкви, оставив для нас свою мудрость в трудах и предостерегая о том, что и бесы могут использовать сны, чтобы ввести людей в соблазн и погубить.
Святитель Феофан Затворник писал:
«… бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы».
Вот что говорит на эту тему преподобный Исаак Сирин:
«… враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его».
Святой Варсонофий Великий, говоря о том, как понять, что сновидение бесовской породы, напоминает нам, что сила дьявола разрушена Крестом, и что он никак не сможет употребить его в сновидении, и если явился образ Креста, то сон это истинен и от Бога. Но также преподобный предостерегает нас от собственного разъяснения сна, чтобы мы не верили в свои помыслы, а старались получить истолкование от святых.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».
Преподобный Макарий Оптинский наставлял, что без промысла Божьего с нами ничто случиться не может, а все, что происходит с нами, нужно принимать со смирением и покорностью, а снам не доверять.
Основатель монашества, преподобный Антоний Великий писал:
«… даже если благость Божия посылает нам видение, а мы его не принимаем, Господь наш Иисус не будет гневаться на нас; ибо Он знает, что мы не приняли видение только потому, что остерегаемся бесовского обмана».
И добавляет к этому, что нам нужно помнить о том, что в нашем состоянии, далеком от святости, скорее всего, не доведется видеть сновидений от Бога, если только не Его неведомое смотрение.
Если рассматривать феномен сновидений со стороны физиологии, то нам известно, что сон – процесс для человека естественный. Во время фазы быстрого сна активность мозга схожа с состоянием бодрствования, а мышечный тонус человека очень резко падает, отчего создается впечатление, что он спит "как убитый". Мозг же в это время обрабатывает всю информацию, полученную на протяжении всего дня, упорядочивает ее, в результате чего и появляются сновидения как побочный эффект работы мозга.
Поэтому думать о том, что за снами скрывается духовная реальность, неверно. Ведь человек, доверяющий снам, особенно если приснилось дурное, сам начинает напрасно тревожиться, нервничать, тем самым, провоцируя негативные события в собственной жизни. Еще опаснее пытаться сновидения расшифровать, искать в них смысл. Духовники советуют после пробуждения как можно быстрее забыть сновидения и жить явью. У святителя Феофана Затворника мы читаем:
«… можно ли верить снам? Лучше не верить, потому как враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее… если какие сны сбываются, то, по событии, благодарите Господа за милость; и за приятные и назидательные сны благодарите; а от снов соблазнительных скорее очищайте душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва».