Чем Святой образ отличается от обыкновенной картины?
Прежде всего, тем, что любая икона – это отражение духовной, Божественной реальности. Картины же, чаще всего, сосредоточены на чувственной, материальной стороне мира. Иными словами, живописные шедевры – это путь эстетического развития человечества, а иконы – это путь Спасения души.
Неспроста иконы часто называют «образно выраженными молитвами». Более того, и понять тот или иной Святой образ возможно только через молитвы. Иконы пишутся ради христиан и для христиан, и их главная задача – это содействие молитвенным обращениям. При помощи языка линий и цветов иконы рассказывают нам об Учении Спасителя и Церкви, и чем более возвышенна и праведна наша жизнь, тем скорее мы понимаем этот прекрасный язык.
Своими рассуждениями о различиях между иконами и картинами поделился протоиерей Александр Салтыков:
«…Икона даёт христианам определённые ответы посредством изображённого на ней Святого, в то время как картины ничего подобного не предполагают. Неразумно сравнивать Святой образ, являющийся «окном» в иной мир, с обычной картиной, наделённой совсем другим смыслом. Ведь даже самые прекрасные картины – это, в первую очередь, земные и привычные нам образы.
В дохристианские времена картинам и скульптурам часто приписывались некие мистические свойства – позже древняя Церковь отвергала их, называя «демоническими». Однако Лики, которые мастера изображают на иконах, являются реальными и существующими – они ведь всегда отвечают на наши молитвы. Потому-то многие иконы и называют «чудотворными», так как эти ответы мы, христиане, воспринимаем именно как «чудеса».
Однако, даже вне зависимости от вышеупомянутой чудотворности, форма икон предполагает возможность обретения ответов на те или иные духовные вопросы. С момента зарождения христианской веры иконописцы занимаются поисками форм, способных подавать иным христианам Божественные знаки. Так называемая «условность» появляется на заре христианства – ещё на этапе катакомб наши предки занимались активными поисками этого символического языка.
При этом мы помним о том, что молитвы – это всегда диалог. Мы не просто говорим «в пустоту», но получаем ответы. Кроме того, подобные диалоги всегда иерархичны – когда мы молимся тому или иному Святому, мы обращаемся к Нему как к кому-то более высокому и мудрому. Это важное свойство и является главной характеристикой любой иконы, так как без него образ был бы обычной картиной».
Но если разница между картиной и иконой очевидна, то так ли сильно отличаются друг от друга простой художник и иконописец?
Первое: Иконописцы – это всегда верующие и воцерковлённые люди, живущие благочестиво и Богоугодно. Иначе говоря, иконописец – это действительный, а не номинальный член Православной Церкви, живущий в согласии с её Законами и предписаниями. Художники же могут верить во что хотят (или вовсе не верить) и жить так, как им угодно.
Второе: Имена авторов тех или иных образов умышленно скрываются, в то время как среди художников подобной практики нет. Принято считать, что автором иконы всегда является Святой Дух, ведь иконописцы не пишут иконы так, как художники пишут картины – то есть вкладывая в собственный труд самих себя и свои личные переживания. Иконописец лишь делится с другими своими видением того или иного образа, стремясь, прежде всего, передать его Святость.
Он возвещает христиан о вверенной ему истине, однако никаких «авторских прав» на эту истину он не имеет. Поэтому иконописец никогда не подпишет готовую икону своими инициалами и фамилией. По той же причине мы практически ничего не знаем о талантливых иконописцах давних времён – все сведения о них черпаются из преданий и старинных учётных Церковных книг, куда вписывались затраты на написание образов.
Третье: Художник может написать картину на любую тему – это может быть, например, морской пейзаж, портрет или натюрморт. Рисуя, он стремится к передаче красоты тех или иных земных образов.
Иными словами, художники, в отличие от иконописцев, не ограничиваются только одной темой и определёнными канонами. В то же время, канон не является строгим правилом – он лишь признан ограничить вольнодумство автора. Любой сюжет, написанный иконописцем, должен согласоваться с Евангельскими и Церковными преданиями.
Четвертое: Стиль, в котором пишутся иконы, разительно отличается от привычного нам живописного стиля. Иконописец, также как и псаломщик, читающий молитвы в Храме, всегда остаётся беспристрастным – в его творчестве нет места для эмоций или личных чувств. Художники же, напротив, не руководствуются подобными принципами.
Пятое: Икона – это «Богословие в красках». Иконописцы часто передают Богословие через символы, свет и цвета, пользуясь определёнными приёмами и техниками. Таким образом они исповедывают Православную веру и различные Божественные воплощения. Канонические иконы не имеют ни одной случайной детали: каждый элемент иконы всегда имеет определённое значение и смысл. По этой причине древние мастера-иконописцы часто отказывались от окладов из-за их сугубо декоративной функции.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Читайте еще:
Икона Богоматери «Споручница грешных» – ее чудеса и о чем ей молиться
В чем помогает Владимирская икона Богоматери и как перед ней молиться Когда и кем была написана первая христианская икона Зачем старушка в храме дала девушке иконку? Разбираемся вместе с батюшками
КультураБольше по теме