Давно хотелось поговорить о том, что же такое простота? Люди, в том числе православные христиане, при общении частенько приводят поговорку: «Будь проще – и люди к тебе потянутся!». То есть тем самым говоря: мол, не мудрствуй особо, не умничай! И будет все отлично.
Но так ли это? Начнем с самой поговорки, которая на самом деле вовсе и не поговорка, а часть цитаты из романа Юрия Олеши «Зависть». И полностью звучит так: "Будьте проще, Лёня! И люди к Вам потянутся. Ногами. Ибо нет ничего проще половой тряпки".
Фактически эта фраза, сказанная одним из героев романа, полна сарказма и презрительно-уничижительного смысла по отношению к тому человеку, к которому она обращена. А это согласитесь, друзья, уже отнюдь не православный подход.
Христианская же позиция – в рассуждении горячо любимого мной преподобного старца Амвросия Оптинского:
«Бог есть существо простое, и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения».
Содержание статьи:
- 1 «Бог есть существо простое, и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения».
- 2 Читайте также:
- 3 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь на канал, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Будьте счастливы и здоровы!
Как лаконично, конкретно и понятно, да? А ведь это еще не предел. У старца Амвросия есть и другие весьма любопытные мысли в отношении все той же простоты:
«…полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотой, подражая святому Давиду, который о себе говорит: Изменчивого ко мне (человека) лукавого я не знал (Пс. 100, 4). Чтобы стяжать такое спасительное незнание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благое, о котором в Святом Писании сказано: Чистое око не узрит лукавого (Авв.1, 13). В числе девяти плодов Духа полагается благость, т.е. снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, т.е. за слабость нашу и за грешные немощи наши все мы находимся под запрещением Божиим. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29).
Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. Будем жить проще, и Бог помилует нас».
В последнее время многие христиане все чаще говорят о том, что все эти поучения писаны были старцами исключительно для монахов, а не для нас, мирян. Спорить не стану. Как говорится, сколько людей – столько и мнений. Я лишь высказываю свой взгляд на некоторые вещи, которые лично меня волнуют до глубины души.
Ну как, скажите, не восхититься откровением другого Оптинского старца – преподобного Варсонофия:
«Простота была во времена первого монашества в обращении аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом, после батюшки о. Амвросия, о. Анатолия, эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то и не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем?».
…Бессчетное количество раз читаны мной эти искренние строки. Но до чего же каждый раз на душе от них хорошо и благостно!
Читайте также:
Трагедия в Брянске: анализируем, извлекаем уроки
Благодарение Господа – терапия для души. Молитвы за всякое благодеяние Божие