В книге под названием "В начале было Слово. 100 избранных проповедей", автором которой является священник Иоанн Павлов, можно найти проповедь на тему Преполовения Святой Пятидесятницы. Автор объясняет, что этот день как бы соединяет воедино два важных праздника – Пасху и Троицу.
Рассказывается также о том, что на Литургии в этот день читается Евангельская история о том, как Иисус пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Этот иудейский праздник был установлен в память о сорокалетнем странствовании народа Израиля по пустыне. Жили израильтяне в то время в шатрах, но по-славянски шатры называются "кущами" (отсюда и название праздника).
В праздник Кущей, который длился 7 дней, иудеи строили шалаши из ветвей. Каждый день празднования совершался обряд, когда священники выходили из храма и набирали из источника Силоам воду в золотой сосуд, после чего шли обратно в храм, где первосвященник выливал воду перед жертвенником. Этот обряд имел несколько важных значений. Он совершался, во-первых, в качестве воспоминания об изведении источника воды Моисеем; во-вторых (и это самое главное), – этот обряд прообразовывал пришествие Христа, потому как:
- В книге пророка Исаии упоминаются воды силоамские, текущие тихо, – пророк называет так царство Давида и будущее Царство Христа.
- Тихие силоамские воды означают также Христа с Его кротостью и смиренным сердцем; Христос, подобно Силоаму, пришел в мир тихо и незаметно. Пророк Исаия говорит про Христа, что Тот «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его», то есть Христос совершит миссию тихо и незаметно. "Силоам" означает "посланный", что также отсылает нас ко Христу, который был послан в этот мир.
- Вода, выливаемая перед жертвенником – прообраз жертвы Христа. Святитель Кирилл Александрийский считает прообразом искупительной жертвы Иисуса ветхозаветное событие, когда Моисей, по велению Господа, берет воду из реки и выливает на землю, после чего вода становится кровью.
- Согласно имеющимся сведениям, иудеи в праздник Кущей окропляли и обливали друг друга водой – что, если на самом деле имело место быть, символизировало грядущее таинство Крещения. Подтверждает эту мысль Евангельская история о том, как Иисус отправил слепого умыться в Силоамской купели, после чего слепой умылся и прозрел.
Священнослужитель, основываясь на сказанном, отмечает, что праздник, который посетил Христос, был праздником живой и спасительной воды.
Христос, который на празднике учил народ в храме, в последний день празднования говорит: «Кто жаждет – иди ко Мне и пей», тем самым, по словам священнослужителя, как бы говорит иудеям о том, что земная вода, спасшая их от гибели в пустыне, является лишь прообразом истинной воды, которую принес Христос, и которая для пьющего становится неиссякаемым источником Божьих даров. Таким образом, только в общении с Господом человек может получить все то, к чему стремится его душа.
Итак, Преполовение Святой Пятидесятницы (или же просто – Преполовение Пятидесятницы) – это Господский праздник, который отмечается христианами через 25 дней после Светлого Воскресения Христова (Пасхи); начинается от среды 4-й седмицы после Пасхи и заканчивается средой 5-й седмицы (8 дней).
Суть празднования в том, что этот день является серединным между Светлым Воскресением Христовым и Праздником Пятидесятницы (Троицы). Так как между Пасхой и Троицей суммарно 50 дней, то Преполовение выпадает на 25-ый день и, при этом, как бы связывает эти великие праздники в том смысле, что мы, с одной стороны, еще празднуем Пасху, а с другой – готовимся к приближению Пятидесятницы. В этом году Преполовение празднуется с 29 мая по 5 июня.
Само слово "преполовение" этимологически указывает на "полпути", то есть полпути к празднованию Святой Троицы.
Считается, что этот праздник является одним из древнейших христианских праздников, который упоминается в проповедях святых отцов в V веке. В богослужебных памятниках можно найти самое раннее упоминание лишь в VII-VIII вв. со времени составления иерусалимского Лекционария. К этому празднику составляли песнопения святители Андрей Критский, Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век).
Поскольку Спаситель уподобил благодать Святого Духа «воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь в этот день установила свою традицию – совершать Крестный ход на водные источники и совершать малое освящение воды. Однако отметим, что не во всех храмах такая традиция включена в расписание богослужений.
Несмотря на то, что в богослужении тема "воды" достаточно развита, в иконографии Преполовения Пятидесятницы эта тема не находит должного отражения. Так, на известной новгородской иконе "Преполовение Пятидесятницы" XV-XVI вв. изображен Иисус, который учит народ в Иерусалимском храме.