У святого колодца с часовней
Рудненская, или Руденская, икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местный иерей Василий перенес икону Богоматери в женский Киево-Печерский монастырь. С 1712 года этот образ находился в Киевском Флоровском монастыре на Подоле.
Евгений Поселянин в книге «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон» упоминает списки с Рудненской иконы, известные в Лебединском уезде Харьковской губернии, Лубенском уезде Полтавской губернии, а также в селе Крылатском Московского уезда.
Особо чтимой святыней для жителей Крылатского стала икона Божией Матери «Рудненская». Скажем несколько слов о об этом месте, которое жители столицы называют «московской Швейцарией». Село Крылатское прежде называлось Крылецкое и было вотчиной царя Иоанна Грозного, там он отдыхал после дальних походов. Летопись сообщает, что в 1554 году царь Иоанн IV посетил торжества в селе Крылецком по случаю освящения деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В XVII веке село перешло во владение бояр Романовых, а в 1687 году Петр I переименовал его в Крылатское. В 1713 году он построил здесь деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1862–1877 годах архитектором Стратилатовым был построен каменный храм.
Если спуститься с холма, на котором стоит храм (почти сто метров по круто идущей вниз тропинке), оказываешься в оазисе пышно растущего кустарника и разнотравья. Именно здесь, в глубоком овраге, на пересечении трех балок, бьет родник, состоящий из пяти ключей, один из которых очень мощный (двести литров воды в минуту). Вода чистая, мягкая, вкусная и всегда имеет температуру 7 градусов, свидетельствующую о том, что ключи бьют с большой глубины. В районе родника особый микроклимат, способствующий улучшению самочувствия человека.
Родник древний, известен с 1423 года. А в XIX веке произошло событие, неразрывно связавшее его с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Событие это – обретение на роднике Рудненской иконы Божией Матери[1].
Правда, о нем до нас дошли скудные сведения в виде передававшегося из поколения в поколение предания. Согласно этому преданию, приблизительно в середине XIX века летом, во время сенокоса, крестьяне села Крылатское, придя ранним утром к святым источникам, находившимся под храмом в Татаровском овраге, увидели в траве икону Пресвятой Богородицы. Это был образ Богоматери, держащей на левой руке Младенца с благословляющей десницей. На Богородице и Спасителе сияли венцы.
Неожиданное обретение святыни имело столь потрясающее воздействие на крестьянские души, узревшие в нем знамение благодатного посещения Царицы Небесной, что по единодушному решению здесь же, на месте обретения святой иконы, была воздвигнута часовня в честь Рудненской иконы Богоматери. А список с иконы поместили в сельском храме Рождества Пресвятой Богородицы.
С того времени Рудненской иконе Божией Матери жители окрестных сел стали отдавать предпочтение как покровительнице данного места и ежегодно отмечали торжественными празднованиями 25 октября, выделенное православным календарем как день прославления Рудненской иконы Богоматери. Одновременно отмечали этот день как праздник села. (Также праздник этой иконы приходится на 24 июля.)
Но наступили времена испытания нашей веры. В 1917 году новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный Православной Церковью к лику святых, отслужил молебен у святого колодца с часовней, где хранился чудотворный образ. К слову, много священнослужителей и мирян чтило память этой иконы. Известно, что однажды в праздник иконы приезжал к источнику Святейший Патриарх Алексий I, хотя иконы там уже не было.
В 1936 году храм закрыли, а в 1941 году взорвали колокольню, снесли купола. В эти тяжкие и скорбные времена безбожного гонения на верующих после закрытия храма безумствующими атеистами иконы выносились из храма и сжигались на церковной площади. Одна из жительниц села вынесла чтимую икону из часовни и, расколов, бросила в огонь. Эта и некоторые другие сельчанки, помраченные духом, шили из священных облачений юбки и ходили в них по селу.
Но Бог поругаем не бывает – так рассудили верующие прихожане. И суд Божий настиг в свое время несчастную кощунницу. Все село стало свидетелем воздаяния свыше. Во время ночного налета немецкой авиации на завод за Москвой-рекой бомба попала в один лишь дом, где находилась эта нераскаявшаяся грешница, погубившая икону. Из всего села больше никто не пострадал.
Церковь Рождества Богородицы в с. Крылатском. Фото Лебедева, 1933 г.
Список с иконы, находившийся в храме, был сохранен жителями села до открытия церкви в 1989 году. В конце этого же года в храме были возобновлены богослужения. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Морозов, при нем был восстановлен четверик храма и колокольня.
Сейчас в храме находится древняя почитаемая Рудненская икона Богоматери, переданная Лидией Ильиничной Груздевой. Как пишет Т. И. Егорова: «Икона была написана на заказ еще до революции для Параскевы Ивановны Мухиной. С момента закрытия храма в праздник Рудненской иконы Божией Матери с этим образом ездили по действующим храмам Москвы, всем селом заказывали всенощное бдение и Литургию. Служили молебен, везли воду с молебна к святому колодцу и выливали воду в источник, освящая его.
Параскева Ивановна Мухина умерла еще до войны. Ее дочь Варвара сохранила икону. После смерти Варвары (ок. 1984 г.) икона перешла к ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 г. икону реставрировали, а в 1990 г. Лидия Ильинична передала ее в храм Рождества Пресвятой Богородицы»[2].
Чтимая икона заняла свое почетное место в храме. В 1995 году по ходатайству настоятеля протоиерея Николая Морозова в честь иконы Божией Матери «Рудненской» был освящен один из приделов храма. В наше время 25 октября стало для всех прихожан престольным праздником, а традиция местного почитания Рудненской иконы обрела каноническую завершенность. До революции в Крылатское со всей Москвы приезжали люди для поклонения чудотворному образу. Эта старая традиция возрождена вновь. Сейчас ежегодно после Недели всех святых и до 25 октября на источнике совершаются водосвятные молебны с акафистом Пресвятой Богородице.
В 1998 году настоятелем храма стал митрофорный протоиерей, кандидат богословия Георгий Бреев. В своей статье о Рудненской иконе Богоматери «Древний праздник Крылатского» отец Георгий написал: «Возвращаясь мыслию к историческим судьбам народной веры на примере села Крылатского, можно отметить, что без подлинно глубоких духовных основ вера народа не могла бы выдержать семидесятилетнее испытание, когда всеми средствами вытравливалась из сознания людей вера в Бога и во все святое. Простые люди собирались в незакрытые храмы, принося с собой чтимую святыню. Просили священнослужителей совершать заказную всенощную, Литургию, водосвятный молебен с акафистом, и возвращались в свое село, приходили к источнику, освящая его принесенной водой с молебна. Возобновляли то, чего лишено было место обретения иконы, – освящение источника. Так продолжалось не одно десятилетие. Какой же живой должна была быть их вера и подлинная связь со святым местом и родным селом! Наше поколение приняло эту духовную народную традицию – эстафету выстраданной веры. Дай Господь, чтобы искра ее возгорелась в наших сердцах и мы с достоинством пронесли ее через свою жизнь!»[3]
История святых икон Богоматери неразрывно связана с жизнью почитающих и любящих Ее людей. Здесь будет уместно сказать несколько слов о почившем в Бозе настоятеле храма Рождества Богородицы в Крылатском протоиерее Георгии Брееве, много трудов положившем для его возрождения.
Центром жизни для отца Георгия была Литургия. Служение у престола Божия он считал самым высоким призванием, которое только есть у человека на земле.
Отец Георгий вспоминал, что вера у него была с детства, хотя рос он в нецерковной семье. О Церкви узнал в семье своей будущей супруги Натальи Голиковой, дружил с ее братом Вячеславом. Там же познакомился с духовником – впоследствии известным Псково-Печерским старцем схиигуменом Саввой (Остапенко). После службы в армии, в 1960 году поступил в Московскую духовную семинарию и академию. Хотел принять монашество, но духовник – отец Савва – благословил жениться. Тогда на предпоследнем курсе академии он сделал предложение Наталье Голиковой, и они обвенчались.
В 1968 году Георгий окончил семинарию, а 17 декабря 1967 года был рукоположен в сан иерея. Вскоре после рукоположения он был направлен в клир московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где и прослужил 22 года. Закончил курс обучения диссертацией «Психология греха по творениям Макария Египетского» и был удостоен за нее звания кандидата богословия.
Потом батюшка восстанавливал храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно и затем храм Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских холмах. Сын батюшки, Николай Георгиевич, вспоминал: «У отца Георгия все будни и праздники практически без остатка были связаны с храмом – жил он в полной самоотдаче себя Богу и людям. Но это не означает, что семья была брошена. Просто все мы, домашние, тоже были вовлечены в жизнь прихода. Я рос при храме, все свое свободное время проводил там. Видел, насколько вдохновляющим было для отца его служение. Как оно придавало ему силы. Сколько раз я наблюдал его совершенно исчерпанным к вечеру. Но утром он уже спешил к престолу, и после того, как отслужит Литургию, точно на крыльях летал. Решал массу приходских вопросов, находил, как помочь даже в самых запутанных и тяжелейших случаях тем, кто обращался к нему.
Отец Георгий всегда даже самую элементарную житейскую ситуацию рассматривал с точки зрения вечности: какой смысл, ценность все это имеет в очах Божиих? "На всё надо смотреть взглядом оттуда", – как говорил преподобный Амвросий Оптинский.
Даже из мелочей и совсем мимолетных, казалось бы, происшествий извлекал божественные наставления. Не было ничего, что бы его ужасало или приводило в уныние. Он как-то не заострял свое зрение на плохом. Что бы ни случалось, считал, даже самая сложная ситуация не может нарушать Промысла Божиего о тебе, попущена для чего-то, принесет тебе пользу, даст духовный плод»[4].
Часто говорил о заботе Божией о человеке. Эта Божественная предзаданность мироздания, где всё размерено и определено на благо человеку – любимому созданию Творца, – была для батюшки источником постоянного вдохновения, благодарения, любви.
Протоиерей Георгий Бреев был одним из старейших клириков Москвы и духовником Московской епархии, дважды в год исповедовал все московское духовенство.
Вспоминается, что в келье отца Георгия пребывала Рудненская икона Богородицы, которая полностью обновилась. Образ, точнее темная доска с мутными очертаниями, был подарен старостой храма, которая знала, что это Рудненская икона, только потому что так сказали на антикварном рынке в Измайлово.
Батюшка Георгий рассказывал: «И вот смотрю я на эту принесенную мне темную Рудненскую икону и думаю: "Она требует расчистки". Однако в первый отмечаемый в восстанавливаемой церкви праздник этого образа я все-таки положил эту икону в храме на аналой. Потом, после того как икона побыла в храме, приношу ее в келью и не могу понять: что происходит?! Она как будто на глазах меняется, какие-то краски в ней оживают… Зашла Тамара Алексеевна Гаврилова, казначей храма:
– Смотрите, Тамара Алексеевна, икона же не была такой!
– Да, батюшка, – подтверждает она, потрясенная.
Действительно, икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками, – и это при том, что кисть художника-реставратора даже не прикоснулась к ней! Видите, какие на ней краски? А была просто черная доска, на которой разве что какие-то очертания проступали, а теперь вон как сияет!»[5]
Отдавая всю свою душу и жизненные силы на служение Богу и людям протоиерей Георгий отошел ко Господу во время пандемии 29 апреля 2020 года. Это были пасхальные дни, когда все приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» Хотя проститься с отцом Георгием из-за карантина могли немногие, все в одинаковой степени отмечали, что ощущения смерти, покинутости не было. А чувствовалась радость пасхальной встречи, к которой верующие люди призваны и при закрытых дверях храмов. Николай Бреев свидетельствует: «Своей молитвой, любовью ко всем, участием отец Георгий никого не оставляет».
А православная Москва, как и прежде, 25 октября устремляется в Крылатское, чтобы восславить Царицу неба и земли, подарившую городу Свою чудную икону «Рудненскую»: «Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Рудненская нам, Владычице, показася, пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси»[6].
[1] Байгушев А. Целебный источник в Крылатском в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1996. № 10. С. 38.
[2] Егорова Т. И. Рудненская икона Божией Матери // Храм на холмах: приходской листок храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. 2007. № 8. С. 1.
[3] Бреев Георгий, прот. О чтимых иконах Богоматери //Альфа и Омега. 2003. № 3. С. 278.
[4] Бреев Николай. Памяти протоиерея Георгия Бреева: К 40-му дню // Ольга Орлова. Православие.ru. URL: https://pravoslavie.ru/131680.html.
[5] «Молись – Божия Матерь услышит!»: О современных чудесах Пресвятой Богородицы // Ольга Орлова. Православие.ru. URL: https://pravoslavie.ru/111681.html
[6] Тропарь. Сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. URL: http://www.hramnaholmah.ru/about/saints.html.
Светлана Рыбакова
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм