Нам важно лишний раз вспомнить о том, что все мы рождены женщиной, и миром правит рука, качающая колыбель.
Все эти разные «эйнштейны», «гагарины», «наполеоны», — все они были сопливые и маленькие. Зовущие маму в случае опасности. На руках женских носимые. Женским теплом согретые.
И, конечно, надо чтить женскую долю. Хотя бы даже и потому, что она тяжелая. Женщине живётся тяжело. И женщине, в принципе, живётся тяжелее, чем мужчине.
Как говорит Соломон: «Миловидность – обманчива, красота – суетна, но женщина, боящаяся Бога, достойна похвалы». Красота уйдёт. Любая красота, рано или поздно, как увядший цветок, склонит свою голову и заставит нас опечалиться и заплакать над своей бывшей красотой. Красота – «вот оно было и нет его». А вот женщина, боящаяся Бога, достойна похвалы. Мы в лице вас видим всех женщин мира сейчас. И я, пытаясь сказать вам добрые слова, хочу, чтобы они достигли до всех женщин вообще. До всех женщин вообще.
Сколько нужно освятить воды, чтобы вода в реке стала святой? Достаточно чашки, ведёрка. Достаточно черпака одного. Считайте, что вы – и есть тот самый черпачок, то вёдрышко, которое мы, освятивши, выливаем его обратно в реку. И вся река становится святой.
Девочки, девушки, жёны, женщины, бабушки, сестры, племянницы, крестницы, внучки. Вот, во всех этих состояниях своих, женщина требует чего-то своего. Она должна быть, безусловно, работящая, весёлая, здоровая. Неунывающая, милосердная. Помните, как выбирал Авраам своему сыну невесту. Там, где они жили, в Хоране, в междуречье, между Тигром и Евфратом, там женщины были отвратительные. И Сарра говорила Аврааму, страшно подумать, чтобы мой сын женился на одной из этих женщин.
Что такое «отвратительные женщины»? Это языкатые, развратные. Ты ей слово, она тебе – восемь. Ты ей десять, она тебе – сто пятьдесят. Можно долго перечислять те нехорошие черты, которые могут прицепиться, как репейник, к женскому естеству. Сарра говорит, отсюда ни в коем случае не брать невесту моему ребёнку. И они послали своего раба, слугу своего Авемилеха, в далёкие-далёкие края. Туда, собственно, откуда они вышли. Они уже жили к тому времени в Палестине сами. И там он наблюдал. «Кого же взять в невесты сыну моего господина?» И вот видит, девушки бегут на водопой. Ведут всякую скотину, всякую живность – напоить. И он заметил одну такую, самую из них миловидную. Самую бойкую, весёлую такую. И сам себе думает: «Не это ли будет невеста сыну моего господина Исаака?»
И он подошёл к ним. А девушка эта говорит ему первая: «Что ты здесь стоишь, добрый человек? Иди сюда ближе. Я сейчас начерпаю».
А это ж надо было из колодца доставать воду руками. Наливать в поильницу. Это ж такой непростой физический труд.
Она говорит: «Давай, я напою твоих верблюдов и тебе начерпаю. А потом мы сами и свою скотину напоим». И она понравилась ему этим своим желанием угодить, помочь незнакомому человеку.
Посему есть такая пословица: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде».
Или другая: «Красна изба не углами, а пирогами». Что ты умеешь? Что ты можешь?
Где-то примерно такие вот критерии должны быть приложены и к современным девушкам тоже. Чтобы они не только ногти красили и в солярии загорали. Чтобы они были работящие. Чтобы они не боялись работы домашней. Чтобы они любили её и хотели её, этой домашней работы. Про плохую женщину сказано, что «ноги её дома не живут». Ей дома скучно. Она хочет вырваться куда-то и бегать между подружками. На перекуры, на кофе, там… Тусоваться. А нормальная женщина дома – как рыба в воде. За пределами дома она задыхается. Ей хочется домой, быстрей, быстрей. Что-нибудь сварить, зашить, заштопать, вышить. Что-нибудь такое придумать, сварганить.
Чтобы всем было дома хорошо. Ноги женщины должны жить в доме, под крышей. А не за пределами дома, не на улице. И не на дискотеке. Ну, и ещё много всего можно сказать про эту бедную женщину.
Повторяю, что доля женская – тяжёлая.
Мы – христиане с вами. Мы знаем, что через женское естество пришёл в мир Господь Иисус Христос. Мы говорим о Божией Матери, что Она – лестница. «Радуйся, Благодатная, Ты еси небесная лествица».То есть, через Тебя к нам Всевышний, как бы, как по лесенке спустился, сошёл. Сошёл к нам с Небес на землю Господь через Твоё чистое чрево. То есть, мы смотрим на женщину как на сосуд благодати.
Не как на сосуд греха и скверны, а как на сосуд благодати и радости для всего мира. Потому что у нас есть Божия мать.
И мы, конечно, сегодня попросим Богородицу, каждый по-своему.
Я – вслух, а вы – в тайне сердца. Чтобы Она наших дочерей сохранила в чистоте, чтобы они не растлились, живя в отеческом доме. Когда замуж повыходят, чтобы они не опротивели мужьям своим. Чтобы муж не повыгонял их из дома, потому что это позор отцу и печаль великая, когда поженились и разбежались. Потому что это очень большая катастрофа, совершающаяся ежечасно и ежедневно в мире.
Чтобы те из них, которые верующие, чтобы они за веру держались. Чтобы, зачавши во чреве, они, причащаясь Крови и Тела Христова, причащали и дитё своё будущее, которое ещё не родилось. Чтобы они не папиросы курили, а принимали Тело Господне. Чтобы они читали книжку хорошую. Чтобы они хорошую музыку слушали, чтобы берегли здоровье свое. Чтобы дитё было чистое, здоровое, святое.
Это всё от матери зависит.
Не всё, может быть, но в очень изрядной степени.
Будем просить Бога, чтобы те дочери наши, которые не веруют почему-то, чтобы они уверовали.
Потому что неверующая женщина, это – кошмар. Сразу вам скажу. Могу примеры привести. Даже исходя из тех, кого вы все знаете. Неверующая женщина – это ужас. Верующая женщина – это еще не знаю, что. Это иногда тоже ужас. А иногда – это просто красота. Не всё сразу. Не у всех всё сразу. Но неверующая женщина – это кошмар.
У неё сердце есть. Господь не наградил женщину каким-то могучим компьютером в голове. Аналитическим. Чтобы она просчитывала ходы, чтобы она всем миром правила. Ей дал Господь сердце. Богатство женщины – это сердце. Она не должна задачки решать. Она должна в секунду понять: что правильно – что неправильно; что опасно – что безопасно; что сладко – что горько. Сердце дал женщине Господь. И поэтому часто женщины веруют быстрее, чем мужчины. К вере приходят быстрей женщины. Когда мужчина пришёл к вере, он женщину потом обгонит на этой дороге. Потому что у него вместилище душевное – пошире. И Господь его зовёт на большее. Он: и прочтёт больше, и поймёт больше, и узнает больше. Потому что он для этого создан. Но раньше мужчины обычно верует женщина, потому что у неё сердце чувствительнее. Она быстро схватывает истину. Нормальная женщина. Поэтому, если есть у нас с вами такие вот наши племянницы, дочери, крестницы. У кого-то, может, уже внучки есть. Или есть, допустим, те девушки, с которыми наши мальчики встречаются, наши сыновья дружат.
Нам нужно, конечно, попросить Господа, чтобы эти девчонки были верующими.
Чтобы эта вера запрещала ей аборт сделать…
Чтобы эта вера запрещала ей ложиться под одеяло с любым встречным- поперечным…
Чтобы эта вера заставляла её, в хорошем смысле, быть хранительницей всего святого в семье и за её пределами…
Надо об этом тоже как-то просить.
Страх большой для материнского сердца: «На ком женится мой сын!» Страх большой для материнского сердца: «За кого выйдет моя дочка!» Это всё тоже с верой связано. Я знаю. И вы знаете. И все знают.
Есть тысячи примеров, когда люди вымаливают себе своё счастье. Есть даже такая специальная молитва девушки о замужестве.
Есть молитва юноши о нахождении своей спутницы.
И люди реально вымаливают себе своё счастье. Я знаю. Есть примеры. Когда они ничем не отличаются. Ни фигурой, ни богатством, ни ростом, ни красотой, ни сногсшибательной внешностью не отличаются.
Но имеют доброе сердце и Бога просят. И Бог даёт им.
Такое даёт, что никому не даёт. А вот этой даёт. Потому что — Бог не на лица смотрит. Бог выбирает по сердцу.
Потом, когда уже пойдёт череда рожать, кормить, ночью вставать – матери уже нету. Она уже себе не принадлежит. Она себя разрезает ровно на столько кусков, сколько у неё детей. И можно говорить, что её нет. Если четверо детей, то на четыре куска она разломана. Если пять детей – на пять кусков. Если десять детей – на десять кусков. У неё уже нет жизни своей. Она вся вкладывается вот в это, в детей. И это её счастье. И переживает, и молится, и просит, и умоляет, и плачет…
И продолжает переживать до самой старости. До престарения.
Ну, и конечно, – бабушки. Это самые святые люди в нашей истории, в нашей культуре. У нас не было бы ни Пушкина, не было бы ни Кутузова, не было бы ни Суворова; если бы не было тех старушек, которые бы учили их читать Псалтирь, которые бы крестили их русским православным крестом перед сном и которые бы рассказывали им самое важное, что нужно знать человеку.
О добре и зле, о небе и земле, о настоящем и будущем.
В общем, дорогие сестры, женщина – священное существо.
С ней воюет диавол. Он хочет сделать из женщины «Изавель».
Ведь есть же такие персонажи в Библии: Изавель, Иродиада, вавилонская блудница. И так далее, и тому подобное. Он хочет развратить женщину. Женщина, которая потеряла совесть и, вдруг, взбесновалась — это атомная бомба. Это оружие массового поражения. А женщина, Бога боящаяся – это красота мира. Самое лучшее, что может в мире быть – это женщина, боящаяся Господа.
Это – награда для мужа…
Это — слава и радость для всех детей… Это счастье для глаз всех, кто видит её.
Притчи Соломона. Кстати, там Соломон много чего наговорил… Делай так — не делай так; с этими дружи — с этими не дружи…
А в конце целых две главы посвящает разговору о благочестивой жене. Жена благочестивая должна быть такая, такая, такая…
Кого Бог любит, тому даст хорошую жену. Захочет Господь наказать человека – даст ему какую-нибудь заразу. И будет он с ней жить как с гнилью в костях. Это там так тоже всё сказано.
Я просто усиливаю. Перевожу с русского на русский.
Великая награда тем, кто имеем хорошую жену и, кто родился от благочестивой матери. Счастливо то чрево, которое носило святого человека в будущем. Например, монаха или священника. Это блаженная утроба, которая родила какого-то будущего молитвенника за людей. Это большая тайна и красота.
Дорогие сёстры.
Кто из вас сейчас достиг блаженной старости, да будет эта старость ваша многолетная.
Мы имеем в писании Анну, дочь Фануилева от колена Ассирова. Она встречала Христа в Иерусалимском храме вместе с Симеоном.
Об этой женщине сказано, что она служила Богу молитвой и постом день и ночь. Ей был Бог вместо мужа. Потерявши мужа, она имела только Бога и больше никого. Благочестивая святая старость.
Таких старушек в нашей жизни всегда было очень много. Такими старушками наша Церковь хвалится.
Кто из вас молод ещё, Слава Богу, и кто в браке – дай вам Бог счастья в браке. Чтобы любил Вас муж, уважали дети, слушались вашего голоса, и вы не имели сердечной печали.
Кто почему-то не в браке, ну, здесь уже тяжелее. Но и вам Господь додаст Своё благословение.
Кто хочет брака, да даст тому Господь брак.
Кто хочет детей ещё – да даст тому Господь ещё здоровых детей. Кто чего хочет, пусть вам всем Господь всего даст.
Ну, и конечно, будем переживать за наших кнопок маленьких.
Которые слишком рано хотят ногти красить. Хотят мазаться, мамины туфли одевать. В гаджетах неизвестно что могут находить, читать.
Они находятся в зоне риска.
Нам нужно воспитать их целомудренными, уважающими старших, не боящимися работы, кроткими, благоразумными красавицами.
Вот такими должны быть наши доченьки с вами. Младшие, старшие, доченьки, внученьки и так далее.
Всему этому женскому полу христианскому многая и благая лета. Многоденственное и мирное житие, здравие и спасение, во всем благое споспешение. Подай, Господи, всем нашим матерям, сестрам, женам, крестницам, племянницам, бабушкам.
Всем дочкам Евы, освященным святым крещением
Сохрани их и нас на многая и благая лета!