12 марта
Как свидетельствуют сохранившиеся исторические документы ХVI-ХVII веков, в то время на месте существующего сегодня каменного храма стояла деревянная шатровая Никольская церковь. Первое упоминание о ней можно найти в записях, относящихся к 1575 году. Церковь возвели "на каменном деле" (то есть на каменном фундаменте), и в ней имелись приделы Святой Мученицы Параскевы и Мученика Елизария.
В ХVI веке в России началось массовое строительство шатровых храмов, вызванное объёдинением русских земель и стабилизацией государственной власти. Ещё одно документальное подтверждённое свидетельство, касающееся деревянной Никольской церкви, относится к 1623 году, когда она стояла "без пения", то есть богослужения в ней не проводились. Это было связано с последствиями драматических событий Смутного времени, а точнее, с героической 16-месячной обороной Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов, разграбивших находящиеся неподалёку населённые пункты, в том числе и Царёво. Вся округа опустела и обезлюдела. Только к 1678 году деревянную Никольскую церковь не только восстановили, но и расширили за счёт третьего придела, освящённого во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1811 году, когда Царёвым владел известный московский барин Николай Алексеевич Дурасов, Никольской церкви было суждено пережить второе рождение. Усадьбы здесь не было, так как село насчитывало всего два десятка дворов. Зато имение Н. А. Дурасова в Люблине снискало известность своим оригинальным архитектурным ансамблем, ландшафтными парками, оранжереями, театром и оркестром, умелым обустройством сложного хозяйства. Богатый русский помещик, он славился своим хлебосольством и, следуя моде того времени, любил удивлять и поражать приезжавших к нему гостей. Но именно в Царёве, вдали от больших населённых пунктов и главных дорог, Дурасов решает возвести монументальный и величественный каменный храм. Почему? Скорее всего, главным побудительным мотивом стало стремление глубоко верующего человека возвести храм в честь своего небесного покровителя Николая Чудотворца и в память о своей матери Агриппине Ивановне Дурасовой (Мясниковой).
Благословенную грамоту на строительство Никольского каменного храма в Царёве на месте деревянного, изучив "планы и фасады", 6 декабря 1811 года дал епископ Дмитровский Августин. По предположениям историков архитектуры, для возведения каменного храма в Царёве Н. А. Дурасов пригласил известного московского архитектора Ивана Васильевича Еготова, строившего в 1801 году барский дом Дурасова в Люблине. Нарушив все традиции русского храмового строительства, существовавшие веками в этой части Центральной России, И. В. Еготов, участвовавший в реставрации и перестройке башен Московского Кремля, разрабатывает проект приходской церкви в стиле русской готики. Получив благословенную грамоту, Дурасов приказывает аккуратно разобрать деревянную церковь. С наступлением 1812 года на её месте начинается строительство нового каменного храма. Вскоре в Царёве вырастает величественный красавец-храм, удивляя всех размерами и уникальной для этой части России архитектурой. 12 июня 1812 года 600-тысячная французская армия пересекла реку Неман и вторглась в пределы Российской империи – началась Отечественная война. Строительство Никольского храма останавливается. Возобновляется оно только в 1813 году, а в 1815 году Царёвский храм обрёл очертания, сохранившиеся до наших дней. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года впоследствии найдёт косвенное отражение в росписях храма. Имеется ещё одно косвенное доказательство авторства Еготова в проекте Никольской церкви. Получив первые художественные навыки в школе лепного искусства, Иван Васильевич использовал в декоре многих своих проектов скульптурные барельефы. Барельефный фриз на библейские темы опоясывает и фасад храма в Царёве. Его выполнил в 1814-1815 годах скульптор Г. Т. Замараев.
Величественный храм в небольшом селе Царёве, посвящённый Николаю Чудотворцу, считается у местных жителей символом их малой родины. С момента возведения он всегда привлекал внимание необычными пропорциями и красно-белым убранством. Отмечая 40-ю годовщину изгнания французов из Москвы, известный государственный и военный деятель России начала ХIХ века – А. А. Закревский, занимаясь благоустройством владений своей супруги Аграфены Фёдоровны Закревской (Толстой), племянницы Дурасова, не мог обойти вниманием и Никольский храм в Царёве. Предположительно, он участвовал в его благоукрашении и заказал итальянским мастерам внутреннюю роспись. Начиная с А. А. Закревского, благоустройством церкви продолжили заниматься затем владельцы процветавшей царёвской мануфактуры, стараниями которых в середине ХIХ века роспись храма была завершена. Церковь благоукрашалась и ремонтировалась на протяжении всего ХIХ века. По документам фонда Московской духовной консистории известно, что в 1885 году ремонтировалась кровля храма, получившая значительные повреждения. В 1893-м в храме устроили Ильинский придел. Примерно тогда же открылась церковно-приходская школа.
После прихода к власти большевиков Никольскую церковь ждала печальная участь тысячи храмов, закрытых и разграбленных, превращённых в склады, клубы или другие помещения хозяйственного назначения. 1922 год стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет "об изъятии церковных ценностей". Все ценности должны были изыматься, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Не обошла эта акция и Никольский храм. До 1940 года в Царёвской церкви проводились службы, существовал свой приход. Затем местные власти всё-таки закрыли храм, но когда началась Великая Отечественная война, дали разрешение на проведение богослужений.
С момента постройки церкви прошло без малого полтора века, и внутренние росписи храма за это время потемнели от копоти и сажи, стали разрушаться от влаги и перепадов температур. Пол в некоторых местах начал проваливаться. Случались и печальные казусы. По воспоминаниям старожилов, не позднее 1949 года в Никольском храме работала некая "бригада" реставраторов. Они "обновили" тонкую темперную живопись, выполненную на полутонах итальянскими мастерами, обычной масляной краской. Накопившиеся за полтора века проблемы с ремонтом храма удалось частично решить в 1980-х годах. Новый настоятель протоиерей Николай Глебов смог убедить уполномоченного по делам религий по Московской области дать разрешение на реставрацию и выделить средства. Это дало возможность позолотить крест на куполе, перекрыть железом кровлю, промыть храм внутри и покрасить снаружи, укрепить лепнину на стенах, отремонтировать окна в световом барабане и алтаре, провести отопление в зимнюю часть церкви. Денег хватило также на то, чтобы отреставрировать ступени крыльца, заменить входную дверь и ворота ограды, благоустроить территорию вокруг храма. К декабрю 1999 года было построено здание воскресной школы, наследнице церковно-приходской школы, существовавшей в Царёве до 1917 года.
Ктиторами строительства и заботами о церкви в конце 1990-х годов, стали супруги Михаил и Елена Полюдовы. С 1999 года, благодаря их постоянной заботе и жертвенным трудам, произошли разительные перемены: решены бытовые вопросы (церковь обеспечена водой, модернизировано электрохозяйство), проведены масштабные реставрационные работы – как внешнего облика, так и внутреннего убранства, обновлены росписи. Это дало возможность предстать храму во всём своём величие и красоте. Никольский храм в подмосковном селе Царёве считается одним из лучших образцов стиля псевдоготика в Подмосковье, популярном в конце ХVIII – начале ХIХ века. Искусствоведы усматривают преемственность русской псевдоготики с древнерусской архитектурной традицией. Черты русской художественной самобытности они видят в мотивах и деталях, в соотношении материалов, а также в общем живописном понимании архитектуры.
Основной объём храма – ротонда, завершённая массивным световым барабаном, – покоится на восьми устоях. Купол венчает гранёный трибун со шпилем, массивным крестом и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу над притвором, а также псевдозвонницу, устроенную над главным алтарём. Центральный шпиль высокий, четыре боковых, плотно прижатых к нему, меньших размеров. Раньше все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Высота храма со шпилем достигает 57 метров. Высота купола составляет 33 метра. Фасады здания расчленены сильно вытянутыми стволами каменных трёхчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом работы известного скульптора Г. Т. Замараева. Сюжеты фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классическим фризом проведён ещё один – аркатурный, в готическом стиле. Обрамления стрельчатых окон и аркатурный пояс над ними придают архитектуре здания законченность и строгость, не нарушая ясности всей композиции.
Храм выстроен из красного кирпича и украшен белым камнем. Россия громко праздновала победу в Отечественной войне 1812 года, и, скорее всего, те радостные события, славившие не только мощь и силу русского оружия, но силу духа всех сословий русского народа, нашли своё отражение и в архитектуре Царёво-Никольского храма, и в его внутреннем убранстве. Возьмём, к примеру, росписи. В Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова. А в световом барабане, под куполом – ангельский гимн "Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение", возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя. Даже сегодня, спустя 200 с лишним лет после возведения, храм поражает пространством и обилием света, который поступает через высокие окна ротонды и нижнего яруса.
Иконостас впечатляет гармонией, искусно выполненной резьбой и отреставрированными иконами. Боковые приделы исполнены в стиле классицизма и имеют массивные колонны по бокам иконостасов. Храм условно делится на две части – зимнюю и летнюю. В зимней два придела: Святого Пророка Илии и Святой Мученицы Агриппины. После завершения строительства в начале ХIХ века зимняя часть храма имела только один алтарь. В 1893 году здесь устраивается ещё один алтарь в честь пророка Илии. Алтарные преграды с массивными колоннами по бокам иконостасов оформляются в едином стиле. В конце ХIХ века для них пишется серия икон – "Тайная вечеря", образы Евангелистов, Богородицы и Архангела Гавриила для царских врат. Резким контрастом с этой группой икон является икона Святой Мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времён возведения храма, поскольку он практически не закрывался. Росписи на стенах и сводах второй половины ХIХ века приписываются неизвестным итальянским мастерам.
Главной святыней Никольского храма считается икона Святителя Николая Чудотворца, написанная, по мнению специалистов, в конце ХVII века. Уникальной особенностью иконы Николая Чудотворца Никольского храма является наличие на ней 20 клейм: по шесть в верхнем и нижнем рядах, и по четыре – справа и слева от центрального образа. Рядом с иконой Николая Чудотворца с 2012 года располагается мощевик с частицей мощей этого великого святого. К особо значимым иконам Никольского храма относится и образ Преподобного Сергия Радонежского с частицей, взятой от его гроба. За полтора столетия внутренние росписи храма потемнели от копоти и сажи, разрушались от влаги и перепадов температуры, штукатурка отваливалась. Плиты пола местами проваливались. Накопившиеся за семь десятилетий советской власти проблемы с ремонтом храма стало кое-как возможным решить только в середине восьмидесятых годов прошлого века. Настоятелю протоиерею Николаю Глебову каким-то невероятным образом удалось получить от властей разрешение и средства на ремонт храма: новым железом перекрыты крыша и купол, храм частично промыт изнутри и покрашен снаружи, укреплена лепнина на стенах, отремонтированы окна в световом барабане и алтаре. Большим трудом было организовано паровое отопление. В 1994 году при храме открывается воскресная школа для взрослых и детей. Сперва занятия проводились в церковной сторожке, затем – на втором этаже здания храма, в помещении архива. Здание церковноприходской школы, занятое новой сельской администрацией с 1918 года, было разобрано в 1988 году из-за ветхости. В 1999 году произошло тесное знакомство настоятеля Николая Глебова и духовенства церкви с семьей Кошелевых – Полюдовых, жителей села Царёво и не в одном поколении прихожан Никольского храма. Елена Петровна Полюдова (урожденная Кошелева) и Михаил Васильевич Полюдов, становятся ктиторами храма. На их средства в июне 1999 года начинается возведение здания воскресной школы на месте бывшей церковноприходской школы. К декабрю 1999 года здание школы было построено и начались отделочные работы, а с сентября 2000 года занятия воскресной школы проходят в новом трехэтажном здании. Возле здания церкви и воскресной школы М.В. Полюдовым сооружен глубинный колодец с надкладезной часовней для нужд храма и школы. На пороге двухсотлетнего юбилея, благодаря новым ктиторам, Никольский храм ждало большое обновление… В 2004 году попечением М.В. Полюдова началась реставрация и благоукрашение внутреннего убранства Никольского храма. Был позолочен иконостас и отреставрированы иконы главного (Никольского) придела, а в 2007 году изготовлена и установлена ограда на солее. В 2008–2010 годах позолочены напольные киоты и отреставрированы иконы в них.
В мае 2010 года началась реставрация фасада храма. Купол, шпили и крыша перекрыты медью. Позолочены кресты. Отреставрированы белокаменные карнизы и скульптурный фриз. Отремонтированы ступени боковых входов. К Пасхе 2010 года на церковную звонницу подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства ктиторов храма – семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице находится одиннадцать колоколов, два из которых чудом уцелели от советского времени. Самый большой колокол весит 1300 килограммов, а самый маленький – 12 килограммов.
В 2012 году, юбилейном для Никольского храма, реставрационные работы продолжались восстановлением уникальной росписи в главном Никольском алтаре. Михаил Васильевич Полюдов пригласил для этой работы замечательного художника Виктора Михайловича Бибикова, принимавшего участие в росписи воссозданного в Москве Храма Христа Спасителя, выпускника МГХИ им. В.И. Сурикова, члена союза художников СССР с 1990 года. Параллельно с работами в алтаре был отреставрирован заалтарный образ святителя Николая Чудотворца и восстановлена гранитная паперть храма. В день памяти святителя Николая, 19 декабря 2012 года, Никольский храм села Царево Ивантеевского благочиния отмечал свой 200-летний юбилей. Праздничную Литургию в Никольском храме в этот день, по благословению митрополита Ювеналия, совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Ивантеевского церковного округа протоиерея Иоанна Монаршека, благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (младшего) и клириков Никольского храма.
2013 год начался с реставрации «местного» ряда икон в иконостасе Никольского придела на средства ктиторов храма – семьи Полюдовых. Весной 2013 года в храме начались самые масштабные за всю его двухвековую историю ремонтно-реставрационные работы включающие: промывку стен от копоти, сажи и восстановление внутренней росписи в главном Никольском приделе (на куполе, световом барабане, нижних ярусах), восстановление оконных откосов и белокаменных декоративных столбов в оконных проемах, замена оконных переплётов в световом барабане. Несмотря на то, что оконные переплёты изготовлены по современным технологиям и из новых материалов, они полностью повторяют и воспроизводят исторический вид храма. Сложность и масштабность работ по реставрации внутренних росписей заключается в высоте купола, составляющей 33 метра, и общей площади росписей – около 1500 квадратных метров. Для доступа мастеров ко всем внутренним поверхностям стен и купола необходимо было вручную возвести строительные леса в шестнадцать ярусов, при том, что вся конструкция лесов, опираясь лишь на пол, ни в одной точке не касалась стен. Творческий коллектив, трудивший над восстановлением росписей, снова возглавил В.М. Бибиков. Более года продолжался самый сложный и масштабный этап реставрации и ремонта храма. В апреле 2014 года работы завершены. Праздник Великой Пасхи 2014 года Никольский храм встречал во всем великолепии и величии. Хочется верить, что именно таким двести лет назад новый Никольский храм представлял Н.А. Дурасов, начиная его возведение. В 2016 году исполняется 200 лет с момента великого освящения Царёво-Никольского храма. Это событие обозначится в истории Храма завершением колоссального объема ремонтно-реставрационных работ. К празднику Светлого Христова Воскресения 2015 года был завершен труд художников-реставраторов по восстановлению всех тридцати шести икон в иконостасе Никольского придела Храма. В течение года, с апреля 2015 года, продолжался завершающий этап ремонтно-реставрационных работ в Ильинском приделе, приделе мученицы Агриппины, в алтарях приделов и притворе Храма. Полностью восстановлена роспись на сводах и нижних ярусах, отреставрированы иконостасы и иконы в них. В апреле 2016 года все работы были завершены. Несмотря на завершившиеся реставрационные работы в церкви, ее благоукрашение продолжилось и после. Благодаря жертвенной заботе благотворителей церкви семьи Полюдовых художники-иконописцы продолжают по настоящее время реставрацию старинных икон, исторических предметов интерьера храма. В 2019 на финском заводе были изготовлены и установлены новые оконные конструкции взамен старых уже изрядно обветшалых. Новые окна совершенно не нарушили эстетический вид храма, а наоборот, только улучшили его. Дубовые створки и переплеты окон стали украшением внутреннего убранства храма, они стали гармонично сочетаться с росписью, старинными иконами и резными киотами.
Благодаря жертвенной помощи и заботе наших современников – ктиторов Храма – Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых, к своему 210-летнему юбилею Царёво-Никольский храм получил неоценимый по значимости подарок: сохранён и восстановлен не только выдающийся памятник архитектуры Подмосковья, а Святой Божий Храм. Сохранена и продолжается память десятка поколений – жителей прихода. Внутри и снаружи Храм стал таким же, как и был два века назад. В 2020 г. телеканал «Москва Доверие» АО «Москва Медиа» был снят фильм о Никольском храме с. Царево.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.