с. Гребнево. Щёлковский муниципальный округ. Церковь Гребневской иконы Божией Матери. | Истории храмов России | Дзен

25 февраля

Первые поселения в здешних местах упоминаются в духовном завещании князя Владимира Андреевича Храброго, внука Ивана Калиты, который княжил в Серпухове. А одним из первых именитых владельцев села Гребнева был фаворит Ивана Грозного Богдан Бельский. В документах конца ХVI века сказано, что "за Богданом Яковлевичем Бельским в вотчине село Гребнево на речке, на Любосивке, что преж того было за Василием Феодоровым, сыном Воронцова, а в нём церковь Николы Чудотворца…". Через некоторое время Бельский впал в немилость, и Гребнево вернули вдове Василия Воронцова Марии. Эта была очень уважаемая при дворе женщина. Её дочь Анна вышла замуж за князя Дмитрия Трубецкого, сподвижника князя Пожарского, и Гребнево стало её приданным. Именно при Дмитрии Трубецком возникла идея построить на старом церковном месте новый храм, во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и, как гласили старые документы, "к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены". Ещё известно, что именно при этом князе на Любосеевке поставили плотину, благодаря которой возникла целая система обширных прудов с несколькими островами – в народе они получили название "Барских прудов".

В первой половине ХVIII века усадьбой ещё владели Трубецкие. В это время опекуном имения был Богдан Васильевич Умский, видный чиновник. Умский, помимо благоустройства собственно усадьбы, лично заботился о гребневском храме – поновлял его утварь. А дальше владельцы несколько раз менялись. В 1760 году Гребнево перешло Екатерине Дмитриевне Голицыной, урождённой Кантемир – дочери молдавского господаря и сестре поэта Антиоха Кантемира. В 1772 году снова смена хозяйки, теперь это Анна Даниловна Трубецкая, мать другого знаменитого поэта ХVIII века – Михаила Матвеевича Хераскова, автора эпической поэмы "Россиада". А в 1781 году имение переходит Гавриле Ильичу Бибикову, генералу, брату жены прославленного фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В то время в Гребневе была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с Константино-Еленинским приделом и колокольней. Рядом с ней новый владелец решил возвести летний храм. Он был посвящён Гребневской иконе Божией Матери. Чин освящения совершил в 1791 году митрополит Платон Левшин.

Купол с люкарнами и небольшая главка, над которой возвышается трехметровый архангел, держащий перед собой большой крест. Крест сей поставлен у самых ног скульптуры, и простирается выше ее головы. По заверениям историков, это вторая постройка в мире после храма Ангела в Ватикане со столь необычной символикой, которая до сих пор остается нерешенной исторической загадкой.Купол с люкарнами и небольшая главка, над которой возвышается трехметровый архангел, держащий перед собой большой крест. Крест сей поставлен у самых ног скульптуры, и простирается выше ее головы. По заверениям историков, это вторая постройка в мире после храма Ангела в Ватикане со столь необычной символикой, которая до сих пор остается нерешенной исторической загадкой.

Строить церковь поручили Ивану Ветрову. Ранее некоторые исследователи полагали, что он был крепостным, однако теперь краеведы склоняются к тому, что на самом деле он был иностранцем по имени Иоганн Веттер. Имел собственный дом на Моховой, сначала работал вместе с архитектором и строителем Карлом Бланком, возводил, к примеру, присутственные места в Московском Кремле, Екатерининский дворец в Лефортове. Строительство Гребневской церкви стало его первой самостоятельной работой. Он подошёл к ней творчески, а её изюминкой сделал завершение в виде трёхметрового Архангела с крестом в руке. В начале ХIХ века усадьба перешла во владение князей Голицыных. Новые хозяева решили, что прежний деревянный храм давно пора заменить на новый. Правда, началась война с французами, и стройку заморозили на пять лет. В 1817 году её возобновили, и в 1823 году новый храм был выстроен. Считается, что автором этого проекта был А.Н. Воронихин. Этот знаменитый зодчий создал Казанский собор в Петербурге, участвовал в формировании архитектурного облика столичных пригородов – Павловска и Петергофа. Чтобы две находившиеся рядом церкви смотрелись гармоничнее, оба храма решили украсить похожим декором, а их портики с колоннами сделали одинаковой высоты. Рядом с зимней церковью поставили колокольню с часами, которые били каждые 15 минут. Подбор колоколов тоже был замечательный. Самый большой весил 600 пудов. Старожилы рассказывали, что когда после революции его сбросили на землю, то вся округа огласилась невероятным звоном. Одним из последних владельцев Гребнева в 1842 году стал помещик Федор Фёдорович Пантелеев. Его "иждивением и тщанием" у летней церкви появились два придела, освящённые во имя великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Накануне Первой мировой войны усадьба Гребнево вновь сменила хозяина. Её купил врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат писателя Александра Грина, чтобы открыть в ней филиал своего санатория "для больных внутренними и нервными болезнями". После революции новые власти закрывать санаторий не стали. Только назначили в нём нового главного врача – специалиста по туберкулёзу Николая Андреевича Зевакина. Незадолго до Великой Отечественной войны санаторий закрыли, но профессор Зевакин из Гребнева не уехал. Здесь он и умер в 1942 году. Похоронен Николай Зевакин в ограде гребневских храмов.

Сейчас гребневские храмы – единственное, что не разрушается в некогда замечательном имении. Усадебные постройки пережили несколько пожаров, часть дома обвалилась, всё стоит бесхозным и разваливается на глазах. Впрочем, сейчас над главным домом навели временную кровлю, поставили леса – очень хочется верить, что ситуация всё же изменится в лучшую сторону. Гребневским храмам повезло – после революции они не были закрыты и разорены, сохранили немало старинных икон и интерьерные росписи. Главной храмовой святыней является Гребневская икона Божией Матери. Согласно легенде, такой образ казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому "у города Гребни на притоке Дона реке Чир", Поэтому образ и назвали Гребневским. В Москве она долгое время хранилась в Успенском соборе Кремля. А со временем её перенесли на Лубянку в храм Успения Божией Матери. В 1930-е годы ту церковь разрушили, а сам образ отправили в Третьяковскую галерею. Однако с неё успели сделать несколько списков, один из которых теперь хранится в Гребневе. После революции многие храмы в соседних с Гребневым сёлах закрывались. Их иконы свозили в гребневские церкви – пожалуй, лишь они одни на всю округу и остались действующими. В 1990-х годах по всей России стали заново открывать храмы. Тогда церкви в Каблуково и Трубине попросили вернуть их бывшие образы, что и было сделано, сделав предварительно их списки. Как известно, Гребневская церковь избежала поругания со стороны богоборцев и сохранила исторический интерьер. Зайдя в храм, у человека в какой-то момент, что называается, "глаза разбегаются" от обилия дореволюционных барельефов, лепнины, резьбы, чеканки…

Вот что пишут в "Краткой истории Гребневского прихода" (Щёлково, Отчий светильник", 2007) Н.В. Потапов и Г.В. Ровенский: "Интерьер летней церкви по целостности и строгости несколько уступает внешнему облику сооружения. Однако в интерьере (автор Степан Васильевич Грязнов) обнаруживается зрелое архитектурное мастерство. Таково мнение специалистов. Нам же сейчас трудно судить о былом интерьере: храм неоднократно ремонтировался, а в середине ХIХ века, при владении усадьбой Пантелеевыми, интерьер был существенно изменён – храм из однопрестольного превратился в трёхпрестольный". Какие конкретно отступления были внесены в отделку интерьеров при Пантелеевых, специалисты до настоящего времени не установили. Как бы ни случилось, ни у кого не возникает сомнения в большой художественной ценности оригинального иконостаса, в виде античного здания с колоннами; несколько иных по стилистике, но оформленных в тон ему малых придельных иконостасов, являющих собой как бы продолжение центрального; лепных фигур на карнизах и в межоконных простенках ротонды; наконец, огромного живописного плафона в куполе ротонды. А вот что пишет об архитектуре церкви Александр Юрьевич Послыхалин, историк-краевед, специалист по северо-восточному Подмосковью и автору обстоятельной "Истории усадьбы Гребнево" (Москва, "Книга и Бизнес", 2013): "Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой… Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера". Пожеланием Г.И. Бибикова на Гребневскую церковь была установлена бронзовая позолоченная фигура ангела с крестом. Высота скульптуры – 5 аршин (около 3,5 метров). Ангел словно воспарил над кронами деревьев укрытого в зарослях и несколько теряющегося в тени соседней Никольской церкви Гребневского храма. Особенно хорошо она смотрится зимой и ранней весной – по малой свежей листве. Купол покоится на обширной ротонде, примечательной тем, что она в плане представляет собой не традиционный круг, а овал, сообразно с внутренней планировкой церковного помещения. Овал вытянут по линии запад-восток; ротонда световая, включает 10 крупных окон, в простенках между ними – такие же по форме ложные оконные проёмы. Над окнами ротонды, в кровле купола, расположены декоративные люкарны.

В плане храм представляет собой крест, его пазухи усложнены снаружи трёхгранным выступом типа эркера; его правая и левая грани украшены пилястрами, образующими пару с угловыми пилястрами крыльев креста. Красное и белое – довольно смелое для классицизма сочетание цветов. Этот стиль, как известно, художественно полемизировал с барокко, и в анитезу его мажорной яркости предпочитал пастельные оттенки: охристо-жёлтый, небесно-голубой, светло-зелёный, из ярких пурпурный. Портик четырёхколонный, с развитым, утяжелённым антаблементом и фронтоном, в центре которого располагается полуциркульное слуховое окно. Колонны дорического ордера расположены с едва заметной группировкой попарно, как бы расступаясь перед дверными проёмами. В северном и южном портиках слева и справа от дверей – ниши с полукруглыми завершениями, в них изображения святых. Над дверями – относительно крупное циркульное окно, по обе стороны от которого – аналогичные по форме и размерам ниши, также с живописными изображениями. На примере западного крыла крестообразного в плане здания видим подчинённость декора общему замыслу. Дорические колонны, пилястры, сочетание прямоугольных и циркульных окон основного объёма с полуовальными окнами ротонды, карнизы, антаблемент – всё выдержано в единой стилистике и свидетельствует о прекрасном знании зодчим И. Ветровым законов классицизма. Храм никогда не закрывался, летом 2021 года было широко отмечено 235-летие со дня его постройки и 230 лет Великого освящения.

Портики храма.Портики храма.

Все фотографии выполнены автором статьи.

Comments (0)
Add Comment