25 февраля
Церковь святителя Николая – второй по времени постройки каменный храм в усадьбе Гребнево. Храм задумывался как зимний, и именно так он используется до сих пор. Никольский храм – лицо усадебного комплекса, он виден с нынешней подъездной дороги, а также с Барских прудов.
В годы советской власти церковь оставалась действующей, и все интерьеры полностью сохранились. В советское время из окрестных закрываемых храмов привозилась в гребневские церкви утварь. В наше время её постепенно возвращали, когда церкви вновь начинали действовать. В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево, по одной из версии, был приглашён архитектор Игнатий Иванович Ольделли. У зодчего были подряды на строительство новой зимней церкви с колокольней, перестройку прежней (летней, Гребневской) и "переделку дома с флигелями как снаружи, так и внутри". Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И. И. Ольделли, не найдено. По предположению М. В. Дьяконова, автором проекта мог быть архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Историк московского зодчества В. Л. Снегирёв считал, что автором проекта мог быть ученик Д. Жилярди – Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855). В 1818 году для консультаций по строительству храма усадьбу посетил Доменико Жилярди, который вместе со своим учеником, архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801-1885), после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего храма. Масштабные работы по возведению храма в усадьбе начались в 1817 году, а уже в следующем году каменные работы были завершены. В 1819-1821 гг. оштукатурены фасады и велась внутренняя отделка храма. По резолюции митрополита Филарета (Дроздова), зимняя Никольская церковь была освящена в конце 1823 года. Впоследствии она пережила несколько пожаров, здание не раз обновлялось (как в ХIХ в., так и в ХХ столетии). Зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца повторяет древнюю весьма редкую форму с поставленной прямо над ним колокольней, которую обычно располагают в стороне. Храм создан в стиле ампир архитекторами Н. Н. Ольделли и Н. И. Дерюгиным. А завершающие барабан и глава, как и весь верхний купольный ярус, явно более позднего происхождения. Известно, что часы в люкарнах установлены лишь в 1853 году.
Величественная и необычная для своего времени церковь "под звоном" в стиле ампир относится к храмам центрического типа. Она украшена четырьмя портиками с парными дорическими колоннами. На восьмигранном строгом по архитектуре объёме поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона. Над ним располагается ещё ярус с окнами, увенчанный куполом с люкарнами, в которых помещены часы. На куполе – луковичная главка с железным позолоченным крестом. Центральная восьмигранная часть храма соединена широкими проходами с алтарём, притвором и боковыми приделами, а узкими – с небольшими компартиментами. Вокруг центральной части с западной стороны образована обходная галерея. В интерьере храма замечательны отделанные искусственным мрамором коринфские колонны с золочёными гипсовыми капителями. Ризница храмов села Гребнево была богатой для своего времени. Из описи церкви не ясно, кем пожертвованы облачения и вещи из церковной утвари. По преданию, которое косвенно подтверждает даты вкладов, большая часть принесена в дар Бибиковыми, владельцами усадьбы в конце ХVIII – начале ХIХ веков. Трёхъярусный иконостас храма построен во второй половине ХIХ столетия. После эпохи ампира наступило время, когда стиль эклектики отразил увлечение древностью (Русь, Византия): иконостасы Никольского храма включают в себя элементы классицизма, а в формах и украшениях их использовано пышное богатство позолоты и плетёнки. Четырёхлепестковая форма икон второго яруса напоминает о стиле неоготика. Особо почитаемые иконы центрального иконостаса местного ряда оформлены в специальные рамы. Иконы Гребневской Божией Матери и святителя Николая, благодаря киотам, заметны издалека – это так называемые храмовые образа, напоминающие о посвящении двух усадебных храмов. Иконы Спаса Вседержителя и Божией Матери Черниговской, возможно, древнее самого иконостаса. Местные образа, напротив, созданы позже, чем иконостас.
Иконы Спасителя и Богоматери – ростовые. Золотые фоны и имитация эмалей на полях, крупные стилизованные облака под ногами Спасителя, Божией Матери и архангелов указывают на середину – вторую половину ХIХ столетия. В это время мастера, стремясь возродить традиционную икону, использовали приёмы ремесленных мастерских и академической религиозной живописи столиц и создали широко распространённый стиль, который иногда называют русско-византийский. Богоматерь с Младенцем – в иконописном изводе, восходящем к известной работе В. М. Васнецова и распространённом в конце ХIХ – начале ХХ веков: Младенец с благословляющими и простёртыми в сторону руками, одетый в белую рубашечку. Во втором "Праздничном" ярусе центрального иконостаса – Двунадесятые праздники. В южном и северном приделах – изображения святых: архидиакона Лаврентия; Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на одной доске; равноапостольной Нины, святителей и праведных. В третьем ярусе центрального иконостаса вокруг центральной иконы Сопрестолие – значительные по размеру образа особо почитаемых на Руси святых. Самые крупные иконы этого чина и вообще иконостаса – образа преподобного Сергия и Елены. Икона царственных святых напоминает о храмовом приделе царей Константина и Елены, некогда упразднённом. В иконостасе рядом друг с другом находятся – изображения святых Сергия и князя Владимира: в 1892 году состоялись празднества, посвящённые 500-летию со дня преставления Радонежского Чудотворца, а в 1888 году происходили торжества в честь Тысячелетия Руси, в ходе которых был прославлен князь Владимир. В эти же годы развивалась иконография равноапостольного князя: в Гребневском храме святой Владимир изображён в византийских императорских одеждах, в "венце, схожем с шапкой"; в качестве атрибутов в его руках – крест и свиток. Настенные и интерьерные иконы находятся в основном в галерее храма и боковых приделах. Почитаемая Гребневская икона ХVIII в. из одноимённого летнего храма хранится в алтаре Никольской церкви, в интерьере храма – её копии различного размера, например, одна из них, современная – в галерее, за северным приделом.
В северной части галереи в одном из компартиментов современные писанные иконы святых, небесных покровителей жертвователей и прихожан храма, все они решены в едином стиле, в киотах на красном бархате. В северном приделе большой напольный киот, видимо, с первоначальным составом домашних, семейных образов, в составе икон которого святые молятся Христу и Богоматери за членов семьи. Иконы соответствующих Двунадесятых праздников являются молением о чадородии. Интерьер храма был расписан "цеховым живописных дел мастером" Всеволодом Афанасьевичем Лебедевым. В куполе – небесные силы, ангелы изображены живописными группами. В интерьере храма – изображение евангелистов с их символами в подкупольном пространстве, святители и преподобные на сводах. В росписях сделан акцент на показе евангельской и апостольской проповеди, исцелений именем Божиим. Храм насыщен изображениями ангелов, что, надо заметить, было распространено в ХIХ веке: здесь они подробно выписаны в куполе, встречаются в нескольких наиболее ярких сюжетах.
С приходом советской власти усадьба Гребнево, которую в 1913 году купил известный московский врач Фёдор Гриневский, родственник писателя Александра Грина, и устроил в ней санаторий, была национализирована, а в 1919 году в ней был устроен санаторий для больных туберкулёзом (впоследствии его сменил Щёлковский техникум электровакуумных приборов, затем усадьбу занимает НПО "Платан"). Религиозная община располагавшихся рядом с усадебным комплексом церквей Николая Чудотворца и Гребневской иконы Божией Матери в Гребнево, также была зарегистрирована в 1919 году. В 1922 году из старинных храмов в рамках известной акции были изъяты серебряные предметы (серебряные кресты, уникальный серебряный оклад с Евангелия и другие ценные богослужебные предметы).
Церковная община села Гребнево была вновь перерегистрирована в связи с заключением договора с Московским уездным советом. Договор со стороны общины был подписан 64-ю членами. В 1930 году прошла повторная перерегистрация общины. Священником в том году служил батюшка Михаил Николаевич Смирнов (1868-1946), женатый на дочери местного священника Василия Матвеевича Воронова. В 1940 году М. Н. Смирнов был обвинён в неуплате налога и осуждён. Сидел в Бутырской тюрьме, а затем находился в лагере для заключённых под Осташковым. Умер в 1946 году и вместе с супругой был похоронен у стен храма Гребневской иконы Божией Матери. Потомки священника Михаила до сих пор живут в Гребнево. По воспоминаниям старожилов, когда в 1934 году с храма Николая Чудотворца сбросили все колокола, то самый большой, весом в 600 пудов, раздалбливали большими молотами, после чего звоны были увезены на переплавку.
В 1939 году гребневские храмы вновь подверглись тотальной проверке, в результате которой обнаружилось отсутствие описанного ранее имущества на сумму 1405 рублей. Церковная утварь на сумму 665 рублей вскоре была найдена при активной помощи прихожан и возвращена в гребневские храмы. Остаток недостающей суммы оплатил староста приходской общины. Через год, в 1940-м году вновь гребневские храмы подверглись проверки членами комиссии. Проверка 1940 года недостачи не обнаружила. По воспоминаниям очевидцев, два серебряных подсвечника даже оказались лишними. Здесь стоит сделать акцент на то, что в 1920-1940-е годы в Гребневские церкви были свезены ценные богослужебные предметы и реликвии из закрываемых церквей Щёлковского района. Среди святынь в Никольском храме оказался и образ Николая Можайского из Никольской церкви села Здехово.
Интересный факт: Церковь Гребневской иконы Божией Матери с главным усадебным домом соединял подземный ход, входы в который были завалены в 1970-е годы. Гребневские храмы никогда не закрывались и дошли до наших дней в практически не тронутом советской эпохой виде. Как уже было сказано, в 1853 году на колокольне храма был установлен часовой механизм. Часы и поныне отбивают каждые четверть часа. Также зимний Никольский храм славился своим подбором колоколов. Гребневские старожилы рассказывали что на все большие церковные праздники колокольный перезвон в округе начинался с удара колокола довольно далеко удалённой Берлюковской пустыни, затем ударял большой колокол Гребневского Никольского храма, и лишь потом начинали звонить все окрестные церкви. Вокруг Гребневских храмов разбит старинный липовый парк с аллеями, отделенный оградой с 4 воротами от усадебного парка и кладбища. Ограда была построена в 1854 году помещиком Пантелеевым, а обновлена в середине XX-го века.
Все фотографии выполнены автором статьи.