11 марта
Буквально 5 километров разделяют село Комягино с его уникальным храмов во имя Сергия Радонежского и город Ивантеевку. Здесь Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 345-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском округе. Практически до середины ХVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила "с царского плеча" эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм. Некоторые краеведы считают, что какое-то время существовала здесь деревянная церковь, но чёткие свидетельства того отсутствуют, а потом стоит понимать, что Никита Акинфов слыл богатым человеком и мог себе позволить построить сразу каменный храм. Официально годом рождения Комягино считается 1646 год, когда Акинфовы переселили сюда часть своих крепостных крестьян. Но некоторые краеведы утверждают, что в писцовых книгах село упоминается гораздо раньше, а именно в 1584 году, правда, именуется оно по-другому – "пустошью Коняево". История двух населённых пунктов – Сергиево и Комягино подмосковные краеведы черпают из одного источника – из книги "Исторические материалы о церквях и сёлах ХVI-ХVIII ст.", написанной братьями Василием и Гавриилом Холмогоровыми и изданной в 1886 году в Москве. Из текста следует, что "сельцо Сергиево" появилось на месте "пустоши Комягино". Но если мы взглянем на старые карты, то увидим, что сёла Сергиево и Комягино существовали одновременно, пока постепенно второе не поглотило первое. Всего за четыре года – с 1674 по 1678-й – храм был построен, а в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 7187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. – М., 1886). По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного – деревянного храма. Нововыстроенный храм освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах (о Сергии Радонежском читайте в конце статьи). Два церковных придела спустя сто лет освятили: один – во имя святителя Макария Желтоводского и Унженского, а второй – во имя Григория Нисского Чудотворца (позже он будет снесён). До наших дней в алтаре церкви на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остаётся загадкой. Инициатором и главным спонсором строительства церкви выступил Никита Иванович Акинфов.
Шли годы, менялись владельцы села. Неизменным оставался только величественный храм, выстроенный Никитой Ивановичем. Сергиевский храм очень любили прихожане, да и заезжие паломники. Церковь в Комягино постоянно благоукрашалась и велись необходимые метрические книги. Так, в одной из таких записей мы узнаём следующее: «Из метрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину – 8 саженей, в вышину – около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предалтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. – М., 1907. С. 97).
Всё изменилось после прихода к власти большевиков. Церковь была закрыта в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что всё накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы ХVII века, хоругви, мощевики… По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды. В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад.
Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством Льва Артуровича Давида. Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и дальше храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать. В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного архитектора Бориса Львовича Альтшуллера. Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.
Храм был возвращён верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года священник, назначенный в этот храм, Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрождённом храме. В том виде, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма.
Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм. По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье. Храм ассиметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида – трёхчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром с тремя рядами слухов. Она отличается мощными стенами и напоминает крепостную башню. Ярус звона оформлен в виде ротонды с проёмами и килевидными карнизами. Роскошный шатёр с тремя рядами слухов завершают глухой барабан и небольшая главка с крестом. Слуховые окна обрамляют полуколонны, на которые опираются треугольные фронтоны. Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть "стилем Алексея Михайловича". Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ. Стена храма, обращённая на запад, украшена изразцами авторской работы и мозаичной иконой преподобного Сергия Радонежского. Два больших полукруглых окна, довольно необычные для храмовой архитектуры , ранее служили входами на крытую паперть. Высокие и узкие окна четверика, расположенные в три этажа, оформлены в общей стилистике – они обрамлены затейливо украшенными полуколоннами и завершаются килевидными карнизами. Два ряда килевидных кокошников служат своеобразной границей между четвериком и пятиглавием. Кокошники меньшего размера окружают каждый из барабанов с четырёх сторон. Вся конструкция придаёт зданию храма воздушность и устремлённость вверх. Архитектура церкви преподобного Сергия Радонежского весьма примечательна. Чувствуется, что к моменту начала её строительства Акинфовы уже приобрели богатый опыт, ведь на собственные средства они построили несколько храмов в разных своих вотчинах от Владимира до Москвы. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор "выглядывает" из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.
Вообще Сергиевская церковь – это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространённых в ХVII веке. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объём Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством. Ко времени завершения строительства, уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня. Внутри храм выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды. В притворе церкви – два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведёт в главный придел храма, освящённый во имя Сергия Радонежского. При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом. Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского. Трапезная храма также разделена на две части – большую и меньшую. Иконостас главного придела деревянный, трёхъярусный, ранее, до 1929 года, он был пятиярусным, с иконами, написанными в ХVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне утраченных. Между двумя приделами прорублена дверь, створки её расписаны современными прихожанами в старорусском стиле. Стены и своды украшены фресками на библейские темы. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского – едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья. Сегодня Сергиевский храм обрел прежнее величие и красоту. Как хорошо отмечено на сайте церкви: "Золоченый иконостас главного храма и резной деревянный иконостас придела Макария Желтоводского, великолепная роспись стен и чудные богослужения создают особое молитвенное настроение у каждого, кто войдет в эти стены с чистым сердцем…". В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.
Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде». Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.
Хотя в житии нет истории, которую рассказывают в Комягино, там есть намеки на то, что нечто подобное могло произойти. В частности в житии говорится о разногласиях между родителями и сыном, когда тот в первый раз захотел начать свой духовный подвиг. Когда юный Сергий попросил отца и мать отпустить его для отшельнической жизни, то получил от них отказ: «Мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами…когда в гроб нас положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». У Сергия было еще два брата, но, по словам родителей, те не могли позаботиться о родных, потому что «женились и думают, как угодить женам». Повинуясь долгу, Сергий остался в отцовском доме и ухаживал за стариками до самой их смерти. Когда родители умерли, Сергий и его старший брат Стефан вместе «обошли по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода». Из этого краткого указания видно, что до прихода на холм Маковец, Сергий осматривал и разные другие варианты. Возможно, среди них было и Комягино. Так или иначе, устное предание о связи села с преподобным Сергием Радонежским устойчиво сохранялось среди его жителей на протяжении нескольких веков. В конце семнадцатого века новый владелец села строит церковь, которую посвящает Святой Троице, подобно главному собору монастыря, ставшего потом Троице-Сергиевой лаврой. Один из приделов нового храма назвали в честь Сергия Радонежского, поэтому в народе церковь всегда называли «сергиевской». Более того, некоторое время село даже в документах называлось не Комягино, а Сергиево. Получилась забавная перекличка с историей названия города Сергиев Посад. Несколько десятилетий город сходным образом назывался Сергиев, а железнодорожная станция и вовсе называлась точно также – «Сергиево».
Владимир Губский – местный житель, рассказавший легенду, поделился также интересными подробностями, связанными с каменным храмом: «Сергиевскую церковь построил стольник царя Алексея Михайловича по фамилии Акинфиев. Он привез с собой крестьян из Вологодчины, где у него было имение. Говорят, дом барина стоял когда-то на другом берегу оврага, а на стороне церкви жили крестьяне. От имения ничего не осталось, кроме храма. Когда я строил здесь свой дом, нашел одну интересную вещь. Случайно откопал в земле старинное приспособление, похожее на строительный отвес. Кто знает, может его использовали, когда строили храм». Иконы и другие святыни сергиевской церкви в Комягино, к сожалению, пропали в советские годы. Очевидцы вспоминали, что их просто выбросили в овраг. На внешней стене храма уже в наше время были сделаны две красивые мозаики: одна изображает Троицу, а вторая – Сергия Радонежского. Мозаичная икона Сергия копирует образ святого с известного шитого покрова первой четверти XV века, который хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Этот старинный покров считается самым ранним изображением лица святого, он был сделан всего через тридцать лет после его смерти. Вполне возможно, что эти черты, скопированные и на мозаике в Комягино, имеют портретное сходство с реальным обликом преподобного, ведь в написании лица могли принимать участие еще живые ученики святого.
Интересна еще одна деталь, расположившаяся над мозаикой. В треугольную нишу стены над образом вставлен изразец в виде глаза. Символ глаза в треугольнике обычно ассоциируется с масонской эмблемой «лучезарная дельта». Дельта – это название греческой буквы «Д», которая имеет форму треугольника. Однако не стоит думать, что на церкви в Комягино поместили масонский символ. Эмблема изначально появилась именно в христианской среде. Этот символ называется «Око Господне», он иллюстрирует текст тридцать второго псалма: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих… Он создал сердца всех их и вникает во все дела их… Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Треугольник же символизирует Троицу. Глаз в треугольнике можно увидеть снаружи или внутри и других православных церквей, хотя большого распространения он не получил. Нельзя исключать, что стольник Акинфиев построил свой каменный храм, сохранившийся до наших дней, на месте более старой деревянной церкви. Обычай обновлять храмы был тогда повсеместным. Кто знает, быть может, первый храм в честь святой Троицы срубил в Комягино сам Сергий во время своего недолгого пребывания в селе. Именно так он поступил, когда вместе с братом нашел подходящее место на холме Маковец, на котором потом возникла Лавра. Первым делом братья срубили деревья и сложили небольшую клеть, которую нарекли церковью во имя святой Троицы.
Все цветные фотоснимки выполнены автором этой статьи.