5 апреляПутешествияБольше по теме
Крестовоздвиженская церковь в селе Сокольниково была построена в 1847-1855 годах. Величественный храм с высокой колокольней принадлежит к числу образцов архитектурного русско-византийского стиля, к типовым проектам созданным великим русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Композиция храма в Сокольниково сочетает в себе приёмы позднего классицизма и формы псевдорусского стиля.
Храмоздателями, попечителями и благотворителями Крестовоздвиженского приходского храма многие годы были богатейшие в прошлом ямщики из крестьян, основатели перчаточной и ситценабивной фабрик в соседней деревне Угрюмово. Прежнее название села Сокольниково – погост Люторица. В документах 1627-1629 годов описывается запустение погоста после трагических событий Смутного времени: "На пустоши, что был погост приходный, на речке Люторице…церковь древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась, у церкви место попово, место пономарево пусты; пашни церковные перелогом и лесом поросли…". В приход Воздвиженской церкви входило сельцо Лешино, которым в середине ХVIII столетия владел капитан Фёдор Данилович Шиловский. В 1760-х годах помещик несколько раз обращался в Сенат из-за периодических побегов его крестьян в малороссийские раскольничьи слободы. В 1755 году Шиловский подал прошение в Московскую духовную консисторию о том, чтобы построить на погосте новую деревянную церковь. Прошение было удовлетворено, и в ноябре 1756 года церковь была поставлена и освящена в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Есть сведения, что в 1823 году при священнике Алексее Михайлове, усердием ямщика из деревни Угрюмово Степана Герасимовича Толоконникова в деревянном храме обновили иконостас, наружные стены обили тёсом и покрасили, деревянную крышу заменили железной, а под само здание был подведён каменный фундамент. Время брало своё, да и дерево, как мы знаем не долговечно. Через 24 года решено было деревянную церковь заменить каменной, да и народу в приходе прибавилось значительно к тому времени. Летом 1847 года, рядом со старым храмом стали местные мужики возводить огромный кирпичный храм в псевдорусском стиле, по типовому проекту, составленному кем то из архитекторов, последователей творчества К. А. Тона. Средства тогда на сооружение сельской святыни были завещаны московскими купцами братьями Толоконниковыми.
Больших размеров храм сооружался в виде бесстолпного четверика с одним ярусом окон, украшенных наличниками с полуколоннами, венчала его массивная купольная ротонда, покоящаяся на сооружённых арках. Трапезная соединяла основное здание храма с четырёхъярусной колокольней, которую завершал барабан с луковичной главкой. Колокольня была украшена пилястрами, поясками и карнизами, а белокаменные элементы отчётливо контрастировали с кирпичными стенами, придавая им тем самым живописный вид, создавая эффект игры света и тени. Для отделки помещений широко использованы штукатурные профили, обрамляющие оконные амбразуры и арки, ограничивающие пяты сводов и паруса. В интерьере имеются фрагменты сюжетных и орнаментальных композиций, исполненных маслом во второй половине XIX в. В живописных рамах картин и рисунке орнамента была заметна стилизация барочных мотивов. Храм был выстроен в 1855 году, но потом ещё 3 года ждал своего освящения. Главный престол был освящён в честь Воздвижения Креста Господня, а приделы – во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь в Сокольниково была обеспечена богатой богослужебной утварью и ценными дорогими образами, она считалась богатейшей в округе. В 1860 году настоятелем Крестовоздвиженского храма стал священник Сергей Ирисов. При нём вокруг церкви была сооружена каменная ограда с кованными решётками и святыми воротами. В 1893 году в селе была открыта Земская школа с народной библиотекой в 360 томов.
В приходе Крестовоздвиженской церкви Люторецкого погоста до середины ХVIII столетия входила деревня Мелихово. Здесь в 1892-1899 годах жил и работал писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово отстояло от приходской Крестовоздвиженской церкви за 4 версты, и деревенским жителям, особенно старикам было тяжело совершать пешие прогулки на богослужения, в том числе и во время больших церковных праздников. В связи с чем в 1756 году поручик Андрей Наумов обратясь в Московскую Духовную консисторию и получив положительный ответ, инициировал строительство своего приходского деревянного храма в честь Рождества Христова. Эта старинная деревянная церковь в Мелихово, которую посещал впоследствии и Чехов, к сожалению, сгорела в 1994 году. Через пять лет, в 1999 году на её месте, на старом фундаменте, решено было построить "новодельный" храм в тех же пропорциях, такой же архитектуры.
До 1976 года рядом с Крестовоздвиженской церкви села Сокольниково стояла небольших размеров часовенка ХVIII века – в виде восьмерика с небольшой главкой. В так называемой "жёлтой" книжечки-путеводителе из серии "Дороги к прекрасному" – "К югу от Москвы". – М: "Искусство", 1986 г., её автор М. М. Дунаев написал следующее: "Ещё километра два вверх по Люторке – и дорога выходит к селу Сокольникову, близ которого в конце прошлого века была возведена огромная церковь в "византийском стиле" с высокой колокольней, хорошо видной почти от самых Новосёлок. Рядом с этой церковью стояла прежде небольшая часовенка 18 века… ныне она перенесена в создаваемый близ Нового Иерусалима музей деревянного зодчества под открытым небом". По другим данным та самая деревянная часовенка в Сокольниково сгорела в 1976 году ещё до переноса в Истру.
В Новом Иерусалиме срубили плотники копию-новодел, якобы в такой миниатюрной форме она и была построена в Сокольниково на Чеховской (Лопасненской) земле. Предприимчивые крестьяне, в прошлом ямщики, Толоконниковы из соседней с Сокольниковым, деревни Угрюмово (входила в приход) создали в 1826 году прибыльное дело – основали собственное производство перчаток. Перчаточная фабрика С. Толоконникова в деревне Угрюмово выпускала лайковые, шведские и замшевые перчатки всех сортов мужские и женские, осуществляла выделку кож. Лайка выделывалась из передней половины жеребячьей кожи. Ходовым товаром были лосиные перчатки для кучеров и солдат-кавалеристов. Стоит сказать, что шитьё перчаток было традиционным женским промыслом для этих мест. Перчатки шили преимущественно девушки с 10-12 летнего возраста или женщины, которые были избавлены от грубой хозяйственной работы в зимний период. Так, за 9 с половиной месяцев каждая мастерица изготавливала в среднем около 40 пар перчаток. Работу мастерицам давали либо местные фабриканты Толоконниковы, либо московские фирмы. Как уже было сказано, в середине ХIХ – нач. ХХ века попечителями и благотворителями Крестовоздвиженской церкви являлись представители рода Толоконниковых.
В кон. 1890-х – нач. 1900-х годов старостой этой святыни значился один из братьев – Александр Герасимович Толоконников. Многие представители этой фамилии были похоронены возле сельского храма (сохранились некоторые надгробия). С фабрикантами Толоконниковыми был хорошо знаком Антон Павлович Чехов, живший в 1890-х годах в соседнем селе Мелихово и некоторое время работавший в качестве врача Мелиховского участка. Писатель же, конечно бывал и в Угрюмово и в Сокольниково и воочию видел этот красавец-храм. Принимал он местных крестьян в доме Кокарева, стоящим над оврагом. Жизнь крестьян деревни Угрюмово была изображена в повести "В овраге" (1899 г.). С погостом Люторица (Сокольниково) связана судьба церковного публициста и старейшего преподавателя Московской духовной семинарии Сергея Ивановича Кедрова. Он родился 13 марта 1853 года в семье многодетного священника Крестовоздвиженской церкви Иоанна Кедрова. Сергеем Ивановичем было написано множество статей и очерков, опубликованных в церковных и исторических журналах того времени. Вот некоторые из них: "Авраамий Палицын, как писатель", "Древние русские Братства", "Князь Борис Иванович Куракин", "Русь Петра Великого за границей", "О патриархе Ермогене" и др. Скончался он 23 августа 1914 года и был погребён на Лазаревском кладбище в Москве. Последним настоятелем храма села Сокольниково был священник Иоанн Ремизов. Известно, что его репрессировали и сослали в 1938 году в далёкую Среднюю Азию. Учитывая преклонный возраст батюшки, вероятнее всего оттуда он не вернулся. В том же году был закрыт и разграблен Крестовоздвиженский храм.
Практически, более чем за 55 лет безбожия, церковное здание в Сокольниково сильно пострадало от рук человеческих и катаклизмов природы. На начальном этапе, использования культового здания не по назначению, в бывшем храме местные колхозники устроили зернохранилище, а потом здание было брошено на произвол судьбы. Железо и деревянные каркасы куполов прогнили, кресты изрядно покосились, на крыше, вместо кровли находился 1,5 метровый слой земли с растущими кое-где деревцами. Оконные рамы отсутствовали, каменные плиты были растащены, а где-то даже зияли огромные дыры (до 6 м. в диаметре) обрушившихся сводов подвала. На момент передачи храма верующим в 1994 году, в интерьере сохранились лишь фрагменты сюжетной и орнаментальной живописи, исполненные маслом во второй пол. ХIХ столетия, иконостасы и утварь были утрачены, от ограды церкви остались лишь южные и двое западных ворот (кованые решётки были демонтированы и увезены в неизвестном направлении спустя некоторое время, после закрытия храма).
24 июня 1995 года в Крестовоздвиженском храме был совершён первый молебен, а 12 июля в праздник апостолов Петра и Павла отслужили первую Божественную литургию. Вокруг назначенного настоятеля церкви протоиерея Александра Зимина стала собираться община прихожан и благотворителей. Так, стараниями некоего гражданина К. Альбидиль к празднику Преображения Господня в храме появился первый иконостас. Семья Зубаревых полностью взяла на себя расходы по изготовлению и установку 12 новых окон (весна 1998 г.). К празднику Живоначальной Троицы 1998 года при техническом руководстве гражданина А. Юрчака отреставрировали своды подвала и смонтировали деревянные полы. Благодаря поддержке благотворителей К. Ишханяна и А. Лесова храм накрыли железной кровлей. В декабре 1999 года над Крестовоздвиженским храмом засиял новый позолоченный крест и зазвучало временное церковное било (вместо колокола). Старый крест, пробитый богоборческими пулями в нескольких местах, отреставрировали и поставили на вновь изготовленную деревянную голгофу для поклонения. В начале 2002 года в храме было завершено устройство тёплых полов. Средства на эти работы выделили гр-н Александр Козырев и немецкий благотворительный фонд "Kirche in Not" ("Церковь в беде") по рекомендации православного священника из Голландии протоиерея Феодора ванн дер Воорта. В январе 2005 года на звоннице колокольни зазвучал колокольный звон, созывая прихожан на богослужения. В 2015-м году стараниями отца Александра при активной поддержке жертвователей осуществлён объём работ по подготовке храма к великому освящению. Были отремонтированы и восстановлены внешние и внутренние поверхности стен храма, произведена вычинка стен и сводов, уложены плиточные полы, установлены кованые хоросы у всех престолов и над центральным аналоем, отстроены заново все три входные лестницы с возведением ступеней. Чуть позже был изготовлен и установлен новый резной иконостас, проведена благоустройство территории, посажены зелёные насаждения и уложена тротуарная плитка. В июле 2015 года работы были завершены и храм приобрёл первозданный вид. 27 сентября того же года Крестовоздвиженская церковь в Сокольниково была освящена. Восстановленный храм Воздвижения Креста Господня живописно расположен на возвышении, среди окруживших в последнее время многочисленных коттеджей и частных строений, рядом с сельским прудом. Можно согласиться со словами священника Иоанна Кедрова, который в письме митрополиту Московскому Макарию (Булгакову) в 1858 году сообщил следующее: "…наша церковь одна из лучших во всем благочинным округе и представляет из себя капитальное красивое здание… По новизне и прочности постройки, красивой архитектуре – эта церковь составила бы украшение столичного города".
Все фотографии выполнены автором этой статьи.