Секты и православие

Секты получили широкое распространение в начале 1990-х годов, когда вступил в силу закон РСФСР "О свободе вероисповеданий". Популярностью различные религиозные организации стали пользоваться по той простой причине, что в период СССР существовал определенный религиозный вакуум и господствовал атеизм. И если сейчас агитирующие вступить в религиозное движение люди кажутся привычным явлением, в начале 1990-х для народа это было нечто новое и интересное.

Доцент Московской духовной академии Роман Конь, преподающий дисциплину "Сектоведение", в одном из интервью говорит, что виновником существования сектантства считается дьявол. И основной способ привлечения людей – это облачение лжехристианского учения в форму христианства. То есть дьявол изобретает разные лжеучения, который ведут человека на погибель. Как говорит доцент, в апостольских посланиях имеются условия для распространения сектантства и лжеучений, среди которых можно выделить: гордость, прельщение, ревность не по разуму, нравственная распущенность и подчинение плотских похотям.

Профессор А. И. Осипов видит корни зарождения сект в возвышении собственного "Я", то есть, когда человек ставит во главу своего мировоззрения себя, из-за чего, если он обладает еще и организаторскими способностями, зарождаются религиозные общины со своими лидерами. Такими людьми, которые, прочитав Священное Писание, начинают упорно распространять его "под своим пониманием", движет гордыня, которая обуревает человека, прикоснувшегося к Истине. Более того, сам человек, читающий Священное Писание и приходящий в церковь, по словам профессора, не всегда находит то, что хочет найти, чему причинами являются нередко малопонятные службы. «Человек ищет хлеба, но его не находит» – так говорит ученый-богослов. Поэтому такие люди часто «уходят туда, где, как ему кажется, объясняют (Священное Писание) точно».

Отметим признаки так называемых "православных" сект, которые порой довольно сложно распознать:

  1. В первую очередь, конечно, явным признаком будет являться противопоставление себе всех остальных приходов, монастырей, организаций («только у нас истина, все остальные – еретики»), а также представление остальных верующих как врагов («они все против нас, против истины»).
  2. Просьбы совершить что-то незаконное или аморальное «ради Господа и всеобщего блага».
  3. Попытки ограничить контакты последователей движения с людьми вне организации.
  4. Негативное отношение к признанным церковным авторитетам (ко всем или многим, а не единичным представителям).
  5. Фразы о том, что настоящих священнослужителей в других организациях не осталось.
  6. Настойчивое склонение к пожертвованиям.
  7. Запугивания для привлечения или удержания («только у нас истина, если вы не будете с нами, то попадете в ад»).
  8. Искажение фактов и оправдание это «высшей целью».
  9. Необходимость для члена группы просить разрешение/благословение на совершение определенных действий (благословение необходимо брать, но священнослужитель должен уважать свободу воли и не настаивать на своем).
  10. Представление организации как "спасителя" всей Церкви.

Как же бороться с сектантством?

Во-первых, не стоит оскорблять их веру, потому как это неуважение к выбору человека, к тому же вряд ли приведет сектанта к Истине. Скорее, это наоборот оттолкнет. Не нужно ни ругать, ни оскорблять, ни обличать: лучше найти в их движении искры истинной веры и указать, что в православии они могут найти нечто большее.

Во-вторых, можно найти что-то, в чем вы солидарны с сектантом, и уже на основе точки соприкосновения выстраивать дальнейший разговор. Давайте будем помнить, что сектанты – не враги, а наши братья, которых мы должны любить и заботиться об их возвращении в истинную Церковь.

Comments (0)
Add Comment