Вы, наверное, заметили, что в последнее время, не только сейчас, когда идут военные действия, но уже больше четырёх лет мы на каждой службе молимся как на войне. Мы поминаем и поминаем новопреставленных. Дня не проходит, чтобы мы не молились о ком-то, кто только что скончался. Человечество сегодня подвергнуто большим испытаниям. Очень многие близкие нам люди оставляют этот бренный мир и уходят в мир иной, в вечность. Вчера ушли они, а сегодня можем уйти мы. Эта мысль в сознании нашем должна присутствовать.
Столько болезней и скорбей, которые ныне наполняют землю, человечество, возможно, и испытывало, но на нашей памяти такого не было. Мы сегодня сталкиваемся с испытаниями, которые для современного человека изнеженного, неприспособленного к труду, являются очень тяжёлыми. А ведь наши родители и родители наших родителей жили в более стесненных условиях. Им было тяжелее, чем нам сегодня. Тогда была детская смертность, были войны. Сколько людей ушло и не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны… Но люди, жившие до нас, были более стойкими, более верными Богу.
Мы — поколения, которые выросли в расслабленных условиях. Эта расслабленность сегодня очень сильно сказывается на нашем духе. Мы постоянно унываем. Мы пребываем в растерянности. Так происходит, потому что мы потеряли внутреннюю связь с Богом. Если бы мы доверяли Богу и жили бы так, как должны жить — по Заповедям Божиим, то у нас при всех скорбях и сложностях этой жизни была бы уверенность в том, что Господь нас не оставит. А вместо надежды на всеблагой промысл Божий нас одолевает некое смятение, уныние, раздражение, огорчение. Мы блуждаем по этой жизни и не можем найти верной дороги, потому что мы зациклились на плоти и забыли, что у нас есть дух. Духа в нас не осталось. Сегодня в мире так много озлобленности, горя, несчастья, потому что человек отошел от Бога и никак не может к Нему вернуться.
Даже гнев Божий, который сегодня изливается на наш с вами, когда-то богобоязненный русский народ, не может вернуть нас к Богу. Бог есть любовь. И если любящий Отец нас наказывает, значит, мы достигли края. Наказание даётся человеку, чтобы он одумался, покаялся и стал жить другой жизнью. Этот гнев Божественный, который сегодня изливается на некогда православный, а сегодня безбожный русский народ — воздаяние за то, что мы, когда-то присягнувшие Богу, сегодня предали Его. Мы давали Богу обеты в Таинстве Крещения, а живём как нехристи.
Дни Великого поста будем проводить в сугубой молитве. Вспомним в эти дни о своем предназначении, о своей ответственности. Мы — христиане — несём в себе образ Христа. Этот образ должен побуждать нас к тому, чтобы мы обращались к Богу за Его всесильной помощью и просили явить Его любовь к нам иным образом. Пусть это время будет временем осознания присутствия Бога в нашей жизни. Важно, чтобы мы ощущали себя ходящими под рукой Божией и видели во всем промысл Божий.
Сегодня сугубо обратимся ко Господу, будем молиться о наших усопших, которых все пребывает и пребывает. Господь призывает их к себе, а нам даёт время подумать. Бог продлевает наши дни, чтобы мы осознали ценность бытия и ответственность за свою жизнь, за христианство, которое мы должны нести смиренно, честно и чисто.
Мы живём в городе, где явилась дивная икона, Божией Матери, которую весь мир стал называть «Казанской». По молитвам перед Казанским образом Богородицы Русь получала избавление от многих напастей. Мы с вами — жители Казани — тем более должны обращаться к Божией Матери с молитвой. Мы должны приходить на место явления чудотворной иконы, просить помощи, как делали наши благочестивые предки. Наши предки с молитвой смогли спасти Русь от уничтожения и разорения. Они молились усердно, а мы не молимся. Огромна разница между людьми, которые жили в XVI и начале XVII века и нами, живущими сейчас.
Помолимся Пресвятой Богородице, чтобы Она призрела на нас, грешных и недостойных, но любящих Ее; чтобы Она утешила нас с вами, сохранила наших близких и даровала Царство Небесное тем, кто ушел из этой жизни.