Чтобы последовательно ответить на вопрос о том, страдают ли дети за грехи своих предков, прежде всего, обратимся к ветхозаветной книге пророка Иезекииля: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез. 18:20). Библия нам подсказывает, что человек не наследует вину за грехи своих предков, что каждый будет нести ответ пред Богом за свои собственные деяния.
Но не все так однозначно. То, что человек не несет ответственность за грехи предков, совершенно не означает, что он не будет из-за этих грехов страдать. Ведь если родители алкоголики, и, тем более, если мать не может справиться со своей алкогольной зависимостью даже во время беременности, то ребенок вполне может родиться с проблемами со здоровьем, из-за которых он будет страдать на протяжении всей своей жизни.
Приведем другой пример, не физиологический, а, скорее, психологический: если родители у ребенка – грешники и безбожники, не стесняющиеся скверно отзываться о Боге, религии и Церкви, которые могут отпустить злые и оскорбительные шутки в адрес верующих, то ребенок, видя такое поведение и отношение ко всему, что связано с религией, будет воспринимать это как норму. Впоследствии он и сам может отпускать мерзкие шуточки в адрес верующих, что другому ребенку, воспитанному в православной семье, покажется кощунственным. В рассмотренной ситуации ребенок безбожников не несет ответственность за грехи родителей, но он, впитывая их поведение, эти грехи наследует, сам становясь безбожником.
Иеромонах Иов (Гумеров) не отрицает наличия наследственных духовных болезней, говоря о том, что в некоторых семьях отчетливо видно проявление духовного бесплодия, нравственного неблагополучия или жизненных неудач. Но он уточняет, что это не наказание от Господа за грехи предков, а именно проявление наследственности духовных болезней.
Подобная греховная наследственность может показаться несправедливой, но иеромонах, рассуждая на эту тему, приводит мнение святых отцов о том, что Божье воздаяние неодинаково. Господь учитывает особенности жизни человека: воспитание, которое ему дали родители, среду, в которой он рос, его характер, силу, способности. Человеку, который явил плоды, находясь не в самых благоприятных для этого условиях (например, в таких, в которых находился сын безбожников, о котором мы писали в примере выше), награда от Господа будет больше, чем тому, кто явил те же плоды, находясь в условиях, более благоприятных (в каких находился ребенок из православной семьи, если возвращаться к тому же примеру).
Рассмотрим другое местописание, которое может показаться противоречащим приведенному нами в начале статьи:
«<…> Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5).
Иеромонах Иов (Гумеров) комментирует это местописание следующим образом. Он объясняет, что Господь наказывает не безвинных детей, а тех, кто унаследовал грехи предков и, ввиду этого, сам стал грешником (как, опять же, в примере с сыном безбожников).
Говоря о родовых проклятьях, часто приводят пословицу, упоминаемую в Священном Писании: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Действительно, эта пословица упоминается в Библии, и не раз. Но стоит учитывать контекст. Например, в книге пророка Иезекииля при упоминании этой пословицы звучат также слова «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу?» (Иез. 18:2), «Сын не понесет вины отца» (Иез. 18:20). Мы видим здесь указание на неверность этой пословицы.
Надеемся, что мы внесли ясность по этому вопросу.