Сегодняшняя статья посвящена событиям, связанным с Великой, или Страстной Пятницей. В этот день Церковь особенно вспоминает последовательно весь день, когда Иисус был подвергнут суду, страданиям и распятию.
Сразу после ареста, Иисуса повели к первосвященнику Анне, который отослал затем к Каиафе. Весь синедрион искал лжесвидетельства, чтобы было законное основание убить Иисуса. Пришли два лжесвидетеля, которые говорили, что Христос намеревался «разрушить храм Божий и в три дня создать его». Каиафа требовал от Иисуса объяснений, но Тот молчал. А когда Каифа спросил прямо у Иисуса, Сын ли Божий Он, то Иисус на это ответил следующим образом:
«Ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».
Этого старейшины и книжники стерпеть не могли, поэтому первосвященник разодрал на себе одежду и возразил, что Иисус богохульствует. Синедрион поддержал это возражение и после начал издеваться над Христом: Его унижали и оскорбляли, над Ним смеялись и злорадствовали, в Него плевали и наносили Ему пощечины. Но Иисус претерпевал эти страдания.
Утром Иисуса отвели к прокуратору Понтию Пилату, который проводил следствие и суд над арестованным. Старейшины и фарисеи не входили в преторию, чтобы не оскверниться и поесть пасху. После этого, Пилат вышел к иудеям и спросил, в чем они обвиняют Его. Иудеи отвечали, что Он злодей, но казнить Его не могут. Пилат, позвав Иисуса, спросил у Него, Царь ли Он Иудейский. Христос ответил, что Его Царство не от мира сего. Пилат, не найдя в Нем никакой вины, предложил по случаю еврейского праздника отпустить одного узника: Иисуса или Варавву – разбойника?
Народ выбрал отпустить Варавву, а Иисуса предать смерти. Жена Пилата, к слову, просила мужа не предавать Праведника, потому что она «во сне много пострадала за Него». Но Пилат все же пошел на поводу у народа, умыл руки и сказал, что он «не виновен в крови Праведника», отпустил Варавву, а Иисуса Христа предал на распятие. Стоит сказать, что Пилат пошел на это решение осознанно, понимая невиновность Христа. Он боялся кесаря, которым пугали его люди из народа, поэтому от страха перед кесарем пошел на это.
Римские воины всем полком издевались над Христом. Его переодели в багряницу, надели шипастый венец из терна на голову, дали в правую руку трость и смеялись над Ним, оплевывая Его, избивая по голове. После того, как эти издевательства закончились, воины переодели Иисуса назад в Свою одежду и дали Ему огромный крест, на котором Он и должен был быть распят.
Иисус понес Крест, но вскоре в помощь Ему позвали некоего Симона Киринеянина, который нес Крест Иисуса часть пути.
Придя на Лобное место, которое по-еврейски называется Голгофа, воины стали прибивать руки и ноги Христа гвоздями. Над головой Спасителя солдаты повесили надпись «Сей есть Иисус, Царь Иудейский», которую написал Пилат по-еврейски, по-гречески и по-римски. Когда Пилат написал эти слова, евреи требовали, чтобы прокуратор написал так, как якобы говорил Иисус: «Я Царь Иудейский», на что Пилат возразил и не стал исправлять свой вариант.
Пока Иисус висел рядом с двумя разбойниками и испытывал тяжелейшие муки, римские воины вместе с первосвященниками, книжниками, старейшинами и фарисеями продолжали над Ним издеваться, восклицая: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Один из разбойников, висевший рядом с Христом по левую руку, тоже, подобно воинам, насмехался над Спасителем. А тот разбойник, который висел по правую руку, уверовал в Господа, поэтому Иисус сказал ему, что он будет в Царствие Божьем.
Когда Иисус возжаждал, Ему поднесли губку с уксусом. Около девятого часа Иисус завопил громко: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». В девять часов Иисус испустил дух.
Хотелось бы упомянуть о фильме Мела Гибсона "Страсти Христовы", в котором повествуется об осуждении Христа на смерть и распятии. Отметим, что существуют определенные расхождения фильма и Евангелия. Так, например, прямо Евангелие не указывает об искушении Христа сатаной в Гефсиманском саду – в фильме же этот момент присутствует. В прошлой статье мы говорили о том, что такой момент наверняка мог быть, и с большой долей вероятности в самом деле был, но нам об этом доподлинно неизвестно, потому как избранные быть свидетелями апостолы заснули. Однако, продолжим.
В фильме показаны кадры из детства Иисуса; показан также момент, как распятому разбойнику, который начал злословить Иисуса, ворон выклевал глаза (в Евангелии об этом не сказано). В фильме Петр после троекратного отречения говорит фразу «я недостоин», о чем также не упоминается в фильме. Прочие детали, которые отходят от Евангелия, упоминать не будем, но скажем о более глобальных расхождениях и, на наш взгляд, упущениях.
Мел Гибсон – католик, потому и фильм снят с католической точки зрения, где основной упор сделан на физические страдания Христа. Фильм изобилует сценами именно физических терзаний, в то время как страдания, или страсти, которые в большей мере терзали Иисуса – это страдания духовные. Разве мало было людей, которых также мучили и распинали? Взять хотя бы двух разбойников, которых распяли вместе с Иисусом. Фильм не показывает главного – добровольность жертвы Иисуса. Ведь даже если бы по пути на Голгофу кто-то из учеников освободил бы Иисуса, то Иисус бы сам снова взял крест и пошел на Голгофу. И что действительно волновало Христа, так это человеческие грехи, ведь даже на распятии он молился за тех, кто Его распинал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34). Все это нам показывает великую любовь Иисуса к каждому человеку.
Иуда же, как мы знаем, пожалел о своем предательстве и раскаялся. Был ли у Иуды шанс на прощение? Разумеется, был. Господь прощает каждого истинно кающегося. Однако раскаяние Иуды было соединено с отчаянием, а не с упованием на прощение Господа. Именно поэтому он приходит к самоубийству.
Петр действительно троекратно отрекся от Христа, но произошло это скорее машинально – больше похоже на то, что Петр просто испугался и действовал в целях безопасности. Так, когда ему говорили, что он был с Иисусом, он отрицал это и уверял, что не знает Его. После третьего отрицания, что означало отречение, пропели петухи и Иисус взглянул на Петра. В этот момент Петр вспомнил слова Учителя и горько заплакал.
Так, Петр тоже совершает предательство, но, в отличие от Иуды, почти сразу искренне раскаивается. По рассказам ученика Петра, апостол на протяжении всей своей жизни при полуночном пении петуха становился на колени и горько рыдал, раскаиваясь в своем грехе, несмотря на то, что Господь простил его после своего воскрешения.
Святитель Димитрий Ростовский говорит о том, что для Иисуса оскорбления и унижения народа были не так страшны, как слова Петра «Не знаю Сего Человека». Потому после воскрешения Иисус трижды спросит у Петра о любви Его:
– Любишь ли ты Меня? Любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Петр говорит Ему:
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя <…>.
Еще говорит ему в другой раз:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
Петр говорит Ему:
– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя <…>.
Говорит ему в третий раз:
– Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его, и сказал Ему:
– Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.