Сегодня начинается Страстная Седмица – 6-дневный период, в который мы будем вспоминать последние дни земной жизни Иисуса. Последовательно мы пройдем через шесть Великих дней и приблизимся к самому важному дню в жизни каждого христианина – Светлому Христову воскресенью, то есть Пасхе. Мы проследим за предательством Христа Иудой, установлением таинства Евхаристии во время Тайной Вечери, молением Иисуса в Гефсиманском саду, распятием и воскресением. В следующих статьях мы будем говорить о каждом дне более подробно, а сегодня остановимся на Великом Понедельнике.
В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие на следующий день после торжественного Входа Господня в Иерусалим. К таким событиям относят два основных эпизода: проклятие бесплодной смоковницы и воспоминание патриарха Иосифа (ветхозаветного праведника). Попутно воспоминаются и второстепенные темы: притчи о виноградарях и двух сыновьях. Особое внимание также уделяется ожиданию страданий Иисуса Христа.
Проклятие бесплодной смоковницы
Содержание статьи:
На следующий день после торжественного входа в Иерусалим, Иисус, пробыв ночь в Вифании и возвращаясь утром в Иерусалим, взалкал. Когда Он вдали увидел смоковницу (инжирное дерево), которая была закрыта листьями, подошел к ней, но никаких плодов на ней не нашел. Апостол Марк в Евангелии объясняет отсутствие плодом тем, что «еще не время было собирания смокв». Однако Иисус обращается к ней со словами «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» и, тем самым, проклинает ее (Мк. 11:13).
Иоанн Златоуст объясняет поступок Сына Божьего тем, что Христос хотел показать символично свою власть над теми, кто его распнет (то есть иссушить их, как смоковницу), однако не станет этого делать, поскольку идет на предстоящую смерть добровольно. Для апостолов этот эпизод был проповедью о силе веры и молитвы, и человек, не принесший никаких добрых плодов, перед Богом духовно мертв. Иисус говорит апостолам также, что если они будут иметь твердую веру без сомнений, то им будет дана особая власть:
«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:21-22).
Воспоминание патриарха Иосифа
Церковь также вспоминает патриарха Иосифа, в котором видит прообраз Сына Божия. Иосифа, сына Иакова из книги Бытия, ненавидели братья, но особенно любил отец. Когда Иосиф пришел к братьям, они, замыслив убить его, бросили в пустынный ров. Потом, увидев караван, проезжавший мимо в Египет, братья замыслили продать Иосифа за двадцать сребреников. Отцу же показали одежды Иосифа, предварительно измазав их кровью козла, и сказали, что сына его растерзал зверь.
Далее, когда Иосиф попал в Египет, праведник видел особые сны и помогал фараону советами в управлении делами страны, и через некоторое время фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. Он кормил египтян хлебом, запасы которого заблаговременно собрал, простил своих братьев, пришедших в Египет за хлебом.
Эти библейские факты имеют связь с событиями жизни Христа.
Притча о виноградарях
Эта притча рассказана Христом после совершения чуда над смоковницей. В ней Он повествует о том, как хозяин виноградника посылал к виноградарям своих слуг, которых злые виноградари убивали. В конце концов, хозяин послал своего любимого сына, которого виноградари тоже убили, захотев завладеть наследством. По окончании притчи Иисус спрашивает: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?». Ему ответили, что злодеев предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут давать ему плоды (Мф. 21:33-46).
Эта притча символизирует отношения Господа с народом иудейским, которые убивали слуг Его и предадут распятию Сына Его.
Притча о двух сыновьях
Эта притча повествует о том, как первый сын, которого отец попросил поработать в винограднике, сначала не захотел, а потом раскаялся и пошел; и как второй сын, которому отец тоже сказал идти работать в виноградник, согласился и не пошел. После рассказа Иисус задает вопрос: «Который из двух исполнил волю отца?», на что народ ответил «первый». Далее Христос учит, что блудницы и мытари (то есть грешники) вперед фарисеев и первосвященников идут в Царствие Божие (Мф. 21:28-32).