Зачастую любой человек скорбит, недоумевает, ропщет на свою судьбу, не понимая, почему страдания и испытания несправедливости являются уделом человека. Где же Божья правда, Божественная справедливость, милость Господня? Почему бесконечные страдания – это судьба человека на земле? Почему моменты радости всегда перекрываются периодами страданий? Любой взрослый человек со страхом смотрит в свое будущее, осознавая, что даже если и сейчас период достаточно благоприятный, то потом, все равно, рано или поздно, испытания вернутся. Поговорим сегодня о судьбе человека, используя высказывания на эту тему архимандрита Тихона (Шевкунова).
Само слово "судьба" по-славянски означает "суд Божий", то есть, все, что происходит с нами – это особые Божии пути по отношению к нам. В латинском языке "судьба" обозначается как "fatum" (рок), но в славянском понимании эти "суды Божии" происходят не когда-то, после смерти, а уже здесь, на земле. И каждое событие в нашей жизни – это как проверка, некий экзамен: смогли ли мы понять что-то очень важное, сумели ли мы пережить эти моменты так, как ждет от нас Господь. И в наших поступках всегда есть выбор, альтернатива, и нам необходимо трудные моменты в жизни пройти для какой-то особенной важной цели.
В Евангелии мы читаем слова Спасителя, обращенные к законнику, который задал Ему вопрос о том, что ему делать, чтобы унаследовать жизнь вечную: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой, всем крепостью и разумением твоим, и ближнего своего как сам себя» и добавляет – «Поступай так и жив будешь». Но законник не остановился на этом и спрашивает Христа о том, кто же ближний, кого считать таковым.
В Священном Писании Господь не уточняет, кого возлюбить – родственника или того, кто нам нравится, или избрать по каким-то другим критериям для себя того, на кого можно излить любовь и милосердие. Но это неверно, выбирать себе ближних, которых мы будем любить, так как Бог любит всех без исключения, каждое Свое создание в одинаковой мере, даже тех людей, которые совсем далеко ушли от Господа.
Поэтому на вопрос законника – «а кто есть ближний мой?» – Спаситель приводит в пример всем нам известную притчу о человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон. На него совершили нападение разбойники, которые не только ограбили, но и избили его, изувечили страшно, после чего оставили почти бездыханным и беспомощным прямо на дороге. И именно в этот момент в притче начинают действовать суды Божии над всеми участниками этого события.
Как мы помним, мимо пострадавшего человека прошли мимо и священник, и левит, и только самарянин остановился, омыл его раны, посадил на своего осленка, отвез в гостиницу, заплатив хозяину за приют и уход.
Священник и левит были образованными с точки зрения церковной нравственности, ведь именно они принадлежали к той Церкви. Но оба не обратили внимание на еле живого человека, нуждающегося в помощи, прошли мимо – и в этом и экзамен, и проверка, и суд Божий. Несмотря на все их профильное духовное образование, эти люди не смогли понять истинное предназначение человека. Мало просто знать законы Божии, если в жизни не стараться быть образом и подобием Божиим, не проявлять милосердия к ближним. Судьба священника и левита не совершилась так как должна была произойти, и здесь они оказываются вне вечной жизни, в отличие от самарянина, который не принадлежал к ветхозаветной Церкви, но научился самому главному.
Святые отцы, трактуя этот отрывок из Евангелия, говорят, что в образе милосердного самарянина на помощь каждому грешнику приходит Сам Господь. Для наследия жизни вечной, необходимо стараться быть подобием Божиим, иметь к людям доброту, сочувствие, сострадание, милосердие. В нашей жизни мы наверняка оказывались хотя бы раз на месте того самого левита или священника, когда вместо того, чтобы просто помочь, искали для себя каки-то нелепые оправдания своему бездействию. Есть размышления о том, почему я не сделал это, чтобы себя обелить, а есть искренняя простота, и Господь благословляет простоту искреннего милосердия.
Святые отцы доносят до нас очень важную мысль о том, что человек приходит на землю, чтобы стать Богом – Богом по благодати. Поймет ли человек это задание, примет ли его со всей искренностью и не лукавя – от этого зависит его судьба. Каждое мгновение суды Божии происходят с нами, судьба наша течет от рождения до самой смерти. И в каждом из нас, когда придет момент, откроется либо милосердное сердце, либо сердце сопротивления.
В мудрой притче Христовой, среди показанных персонажей, нам не известно ничего о самом пострадавшем, но и для него это событие в жизни будет экзаменом – как он отреагирует на свое спасение, будет ли благодарен самарянину или будет роптать, что не помогли все, или помогли не сразу.
Целью жизни каждого верующего является вхождение в жизнь вечную с Богом. Но важно, чтобы эта цель не была меркантильной ("вот я сделаю что-то хорошее и за это получу вечную жизнь"), ведь эта жизнь вечная уже здесь, на земле, может стать нашей частью, естественной частью нашей души. И тогда, если это произойдет, мы уподобимся этому нецерковному, не разбирающемуся в богословии, но поистине познавшему закон Божий самарянину.
Не будем ни к кому относиться с пренебрежением, не станем превозноситься ни перед кем, а будем стараться исполнить заповедь Божью «Будьте совершенны как совершенен ваш Отец Небесный», и в первую очередь это относится к милосердию.