После воскрешения Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам. И хотя строго расположить события по хронологии, когда Иисус беседовал с апостолами, мы не можем, потому как далеко не все события имеют четкую датировку, а некоторые и вовсе описаны достаточно кратко и без деталей, мы все равно поговорим об этом.
Итак, мы знаем, что воскресший Христос являлся апостолу Петру. Святитель Иоанн считает, что Спаситель явился ему прежде всех остальных, потому как Петр «особенно желал видеть Его», и потому еще, что его вера была особенно сильна. Петр был первым, кто исповедовал Христа как Сына Божьего, и Спаситель уподобил его веру скале: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:15-18). Иоанн Златоуст отмечает, что тот, кто первый исповедовал Христа, тот по справедливости удостоен первым увидеть Его воскресшим.
Петр, как мы помним, трижды отрекся от Христа, но совершено это было почти неосознанно, к тому же апостол почти сразу раскаивается в своем поступке. Он будет каяться в этом до конца жизни, и даже будет считать себя недостойным быть распятым как Христос – потому его распинают вниз головой. Ввиду такого горького сожаления о содеянном, явление Христа Петру было великим утешением и даром от милосердного Учителя.
Явление Петру не было единственным. Христос являлся двум путникам – считается, что одним из них был апостол Лука, а второй – Клеопа, ученик из 70. Произошло это по пути в Эммаус. Ученики сначала не узнали Его и слушали, как Он толкует им Священное Писание. Когда путники вошли в селение, то просили Христа остаться с ними (тогда они все еще не узнали Его). Христос остался, благословил и преломил хлеб, после чего подал ученикам. Тогда же они узнали Его, но в этот момент Он стал невидим. Ученики возвратились в Иерусалим.
В то время, как два ученика, вернувшиеся в Иерусалим, рассказывали апостолам о явлении Иисуса Христа, Сам Господь стоял посреди них. Сначала апостолы и подвижники считали, что видят духа, но Христос убедил их в том, что они видят Сына Божьего. Он ел перед ними печеную рыбу и сотовый мед, уча их тому, что сбылось пророчество из Священного Писания о приходе в мир Мессии. Под конец Иисус дал наставление оставаться в Иерусалиме, пока не прибудет к апостолам сила свыше (Лк. 24:36-49).
Среди апостолов и подвижников не было одного – Фомы, он встретится с ними и с Ним только спустя 8 дней. Явления были и иные, но подробно затрагивать каждое мы сегодня не будем. Скажем лишь, что Христос являлся апостолам, чтобы уверить их в своем воскрешении. Ведь именно они призваны были распространять учение Христа.
Поговорим далее о самом праздновании Великой Пасхи. Пасха не закончилась, и начинается Светлая седмица – первые 7 дней празднования.
Обычно люди помнят о празднике только в само воскресенье, однако приветствовать друг друга фразами "Христос Воскресе!" и "Воистину Воскресе!" уместно на протяжении всех 40 дней празднования, вплоть до дня отдания Пасхи – праздника Вознесения Господня. Наиболее торжественное празднование происходит в первую неделю – период Светлой седмицы.
Говоря об особенностях Светлой седмицы, скажем о том, что этот период наполнен радостью и атмосферой праздника, а потому пост в среду и пятницу отменяется. По этой причине седмица называется "сплошной".
В период Светлой седмицы утреннее и вечернее молитвенное правило заменяется кратким молитвенным правилом – чтением Пасхальных часов. На богослужениях же в Светлую седмицу часы не читают, а поют.
Почему же Светлая седмица проходит настолько легко? Во-первых, после Великого Поста христианам дается своеобразный "отдых". Во-вторых, Светлая седмица – это часть великого пасхального торжества, а Пасха является основным христианским праздником, который можно отнести к основам нашей веры. Ведь без воскрешения Христа разве могло существовать христианство? Пасха напоминает нам о победе Христа над смертью, о Его величии и глубокой жертвенной любви к человечеству, которая сподвигла Его принести спасительную жертву.
Разумеется, помнить о жертве Христа необходимо постоянно, а не только в период Пасхи, но Пасха служит поводом к объединению христиан в воспоминании этого великого события.