Сегодня мы поговорим на такую тему, как облачение и убранство в храме, и также ответим людям, которых подобное поистине смущает, у кого-то, вероятно, вызывает негодование. Но обо всем по порядку.
Почему священник облачен именно так? Если мы говорим про одежду, которую священнослужитель носит вне богослужения (черную рясу), то стоит заметить, что обычай носить именно такую одежду сформировался в Церкви у монахов примерно в IV-V веках. Черная одежда символизировала некую отрешенность от "мира сего", инаковость человека и его увлечение не мирскими, а духовными делами. В житии мучеников Галактиона и Епистимии написано, что тех, кто носит черную одежду, уподобляют ангелам, потому что они хранят девство, целомудрие, отреклись от мира и стремятся к Христу. Но, опять же, не одежда влияла на поведение человека, а поведение человека придало смысл одеянию. Постепенно одеяния монахов настолько были распространены, что черная ряса стала ассоциироваться не только с монашеством, но и с духовенством вообще.
Преподаватель кафедры литургики Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Ткаченко рассказывает, что само слово "ряса" означает "лишенная ворса", и это была такая одежда, которую носили нищенствующие монахи. И впоследствии эта одежда закрепилась не только за ними, но и за всем духовенством вообще. Однако, с развитием Церкви, одежде придавалось значение, в нее вносились элементы гражданской или военной формы (пояс и поручни), чтобы подчеркнуть важность и значение православного духовенства.
А на вопрос о том, почему одеяние священника такое богатое, можно ответить так: богатая одежда в богослужении символизирует красоту и славу Небесного Иерусалима, Царствия Божьего, Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому при созерцании такой одежды у верующего человека должны формироваться не неприязнь и зависть, не злоба и предубеждение к священнослужителю, а, наоборот, – возвышенные чувства любви и радости к прекрасному и совершенному Господу.
Примерно так же обстоят дела с убранством в храмах и самих храмов. Наверняка многие замечают, что православные храмы особенно красиво и величественно выделяются среди городских монотонных зданий, которые нередко отличаются лишь месторасположением друг от друга. В такие моменты при виде храма, у многих людей, далеких от религии, возникает неприязнь и зависть.
Подобное, кстати, можно отыскать в евангельском эпизоде, когда женщина возлила драгоценное миро на голову Иисуса Христа, помазала ноги и отерла их своими волосами. Иуда Искариот тогда возмущался тому, что можно было бы вместо этих действий продать миро и раздать деньги нищим (деньги Иуда вряд ли бы потратил на благотворительность, о чем знал Спаситель). И, тем самым, заставил учеников Христа засомневаться, однако Христос отвечает ему:
«Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.12:3-8).
Однако этот эпизод свидетельствует о том, что женщина пожертвовала самое драгоценное, что у нее было, Господу. Это было выражением безмерной благодарности Господу.
Священник Афанасий Гумеров, отвечая на вопрос о том, что делать со смущением от богатств храмов, высказывает важную мысль: храм – это не обычное место, а дом Божий, который символически изображает Небо. И чтобы изобразить это небесное, человек, по словам отца Афанасия, берет из земной жизни все самое лучшее и прекрасное, пытаясь создать образ Царствия Небесного. Поэтому все великие архитекторы и строители храмов стали руководствоваться следующим принципом – все самое лучшее Господу.
В завершение можно также привести слова священномученика Онуфрия (Гагалюка), которые цитирует иерей Георгий Максимов. Он сравнивал украшение храма с подарком будущей невесте. Когда человек очень сильно любит кого-то, он дарит своей возлюбленной будущей невесте золотое обручальное кольцо – и ни у кого не вызывает такой жест вопросов. Ведь можно же было это кольцо продать, деньги раздать нищим, а невесту одарить скрученной проволокой вокруг пальца в форме кольца. Однако такое поведение, как ни странно, вызвало бы удивление. Поэтому жертвовать все самое драгоценное, что у тебя есть, в дом Божий – это то же выражение любви, что и подарок золотого обручального кольца невесте.