Вопрос:
«Почему люди не могут видеть духовный мир?»
Ответ священника:
Первая фундаментальная причина – это устройство мира, устройство нашей человеческой природы. Ведь человек создан Богом в своем райском состоянии способным к видению духовного мира. Но после грехопадения человек получил такое состояние духовное, в котором ему уже не то, что не полезно, не спасительно, а просто смертельно стало видеть духовный мир.
В Ветхом Завете мы неоднократно видели примеры богоявления, когда Бог в виде ангела являлся определенным людям, праведникам, и они потом говорили:
«Мне не выжить, потому что я видел Бога».
И только по особой исключительной божественной благодати эти люди оставались в живых.
Спустя века «единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Но явил божественную природу в человеческом обличии. И мы увидели Бога и познали Его, потому что, «видевший Меня, видел Отца» – говорит Господь Иисус Христос.
Мы познали Бога, познали именно невредимо, оставшись в живых и получив надежду на воскресение.
Вторая причина – это проблема ангельского мира, в частности, мира падшего. Преподобный Серафим Саровский говорит, что бесы гнусны, омерзительны, и людям не полезно видеть и бесов, потому что это может свести человека с ума, повредить его.
Если мы обратимся к святоотеческому преданию, многие святые отцы говорили о том, что именно видение бесов очень тяжкое времяпрепровождение, когда бесы атакуют и когда являются. Это очень тяжелое состояние, с которым тяжело бороться, потому что это очень жутко, страшно, гнусно, омерзительно, злоба изливается повсюду.
И это первая причина, которая вложена в нашу природу для того, чтобы мы были отсечены от подобных воздействий. И, соответственно, первая причина приводит нас ко второй, которая заключается в следующем:
когда человек живет в этом мире, от него мир духовный сокрыт.
Если бы он был обнажен, и мы бы спокойно видели бы сейчас демонов, видели бы их злобу, видели бы то злобное сладострастие, которым они упиваются, видели бы Бога, ангелов, то не всякая душа человеческая смогла бы встать на сторону добра.
К примеру, видим мы добрые дела ангелов и видим зло. К сожалению, многие из нас остались бы на стороне зла, но не гипотетически, а реально, очевидно и уже безвозвратно. И что хуже всего, Богу уже сложно оправдать такого человека. Почему? Потому что он знает зло во всей его «красоте». И, соответственно, человек, который к этому злу прилепляется, становится рабом этого зла и навечно идет в погибель.
Когда человек в этой жизни колеблется, сомневается, много чего не видит, остается всегда шанс на божественное помилование. Если бы было созерцание духовного мира, такого шанса не было бы.
И третья причина, самая возвышенная, заключается в том, что мы не видим духовный мир, потому что видение духовного мира отбирает у нас веру, потому что блаженны не видевшие, но уверовавшие.
И это еще связано с тем, что видение духовного мира в данном случае отбирало бы у нас веру в Бога и чинило бы нам насилие.
Почему? Потому что мы бы видели, что есть Бог, которому мы обязаны служить. А Богу не нужны те, кто считает себя обязанным. Богу нужны свободные люди, которые, свободно познавшие Его, Его благодать, Его любовь, Его милость, обратились к Нему с верой и служат Ему.
Вспомните споры между людьми. В чем заключается эффективность победителя в споре? Когда он начинает показывать, иллюстрировать факты. И своего оппонента запирает в угол фактами, и тот вынужден согласиться, будучи внутри не согласным.
Так же если бы Бога мы видели с утра до вечера, круглые сутки, всю жизнь, этот факт нас бы подавлял. Но многие бы из нас этому факту бы не поверили, и все равно искали бы другое.
Поэтому духовный мир от нас тоже сокрыт, и дана нам вместо видения духовного мира вера. Потому что вера в этом смысле безопасна. Она дает человеку возможность и время на анализ, на усвоение духовного опыта, время на борьбу. Ведь многие из нас очень часто борются, принимают веру, потом не принимают. Потом, после того как мы становимся верующими, у нас и богоотступничество бывает. То есть мы в борьбе, в постоянной борьбе, и именно так приобретаем опыт.
И все благодаря вере. Потому что она дает нам некоторое знание, и это знание мы можем творчески усваивать – оно дается нам от духовного мира дозированно. Видение напрямую дает знание, оно дает все и сразу, и это подавляло бы человека и не давало бы возможности развиваться его духовной свободе.
Когда же человек посредством веры достигает состояния обожения, когда он богоподобен, только тогда ему открывается видение, и как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, не только энергий Божьих, но даже и сущности. Хотя это, конечно же, все в кавычках, потому что Бог в своей сущности непознаваем, но все равно доступен для видения человека.
Но видеть Бога может только тот, кто уже определенно решил связать свою жизнь навеки с Богом, с Его благодатью, с Его царством, с Его служением. Именно те люди, которые в этой жизни закрепили свою волю в добре.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
Верный способ отогнать от себя нечистого духа. Советуют батюшки
Сохраняет ли душа после смерти память о земной жизни? Как понять, что вы одержимы бесами? Святитель Лука Крымский Почему после молитвы бывает только хуже?