Сегодня поговорим о трех препятствиях к Причащению, которые мы должны знать на зубок, и с которыми должны сверять себя, свою совесть, готовясь к этому Таинству.
Три препятствия для Причастия
Может показаться, что все они неочевидны. Однако очень важны, а главное, преодолимы.
Самое первое, на что нужно обратить внимание, – это наше с вами желание. Надо спросить себя:
- «А хотим ли мы причащаться?
- Хотим мы причащаться или просто идем по привычке, идем, потому что все идут? Идем, потому что надо?
- Или наше сердце жаждет соединения со Христом хотя бы чуть-чуть?
- Оно понимает, что происходит на литургии и как хорошо то, что там происходит?».
Если нет в нашем сердце жажды, если нет желания причащаться, и мы делаем это только по привычке, то это печально. Поэтому надо в себе искать это желание, надо его в себе разогревать.
Понятное дело, что вы знаете и понимаете, что беспричастие – погибель. Ум это понимает, а сердце будто сухое, и вы не чувствуете желания. Что в таком случае делать?
В этом случае есть много самых разных вариантов. Нужно читать книги про Причащение, нужно слушать лекции об этом, вспоминать, сколько всего Господь для вас и для нас сделал. Нужно вспоминать те моменты, когда вы ощущали, что Господь с вами соединился, что Его благодать на вас снизошла во время Причастия.
Все это вспоминать и настраивать себя, разогревать на предстоящую литургию, чтобы она не была чем-то обыденным. Вообще первые восторги от первых литургий, возможно, сменятся на что-то более ровное. Подобно первой влюбленности, которая со временем переходит в более спокойное отношение друг к другу. Но любовь-то появляется иная, та, которой еще не было во время влюбленности.
Вот и у нас с вами так же. Возможно, мы со временем станем менее эмоциональны, станем более спокойно относиться к литургии. Но ощущение того, что на ней происходит, как она нам нужна, как нам хорошо с Богом быть, нас покидать не будет.
Поэтому тут имеются подобные тонкие моменты. С одной стороны, надо не обмануться, а с другой, нужно искать в себе желание.
В любом случае, постарайтесь вопрос «причащаться мне или я недостоин» всегда решать вместе с батюшкой, которому вы доверяете и который вас знает.
Например, вы потеряли полностью трепет и не знаете, что делать дальше, пытались себя разогреть, всю неделю смотрели фильмы про литургию, готовились, но не получилось.
Идите на исповедь скажите это священнику и спросите:
«А что мне делать? Мне сегодня причащаться или подождать неделю? Еще потрудиться над собой».
И как он скажет далее, так и делайте.
Во-вторых, мы должны в себе искать и находить трепет.
Трепет – ощущение того, что это не нечто обыденное, что мы не просто подходим по привычке к Чаше, причащаемся, запиваем, уходим и дальше болтаем. Нужно понимать, где мы находимся.
Это нужно помнить и ощущать, в уме это проигрывать, говорить себе:
«Вот где ты находишься. Аккуратнее, серьезнее относись. Помни, перед кем ты стоишь, перед царем неба и земли, и что ты сейчас будешь в себя впускать. Огонь горящий самого Бога».
И это не позволит нам подойти к Причастию без трепета.
Знаете, иногда мамочки говорят плачущему ребенку: «Не бойся, это компотик». Так вот, это не «компотик». И для нас это не должно становиться «компотиком». Мы должны всегда помнить, перед кем мы стоим и что в себя будем принимать.
В-третьих, важно покаяние. Покаяние не в смысле, что мы сходили на Исповедь и получили билет на Причастие, по меткому выражению одного богослова. Покаяние всецелое, то есть ощущение себя смиренным. Это требование любого общения с Богом.
Даже перед молитвой отцы советуют ощутить себя смиренным, понять, перед кем ты стоишь, вспомнить свои прегрешения, понять, что ты не король этого мира и не король неба.
Когда мы идем причащаться, то должны внутри себя это ощущение недостоинства искать, возгревать, просить о нем у Бога. Мы должны помнить, кто мы такие.
И в этот третий пункт входит еще и четвертый – мы должны примириться с ближними. В молитвах или стихах перед Причастием даже написано,
что я первым пойду просить прощения того, кто меня обидел.
Можно подумать, что тут есть какая-то нелогичность. Понятно, что ты идешь просить прощения, когда сам ошибся, обидел.
Как и всегда в Евангелии, в этом действии заложен больший смысл. Это о следующем:
даже если даже тебя кто-то обидел, и ты чувствуешь к этому человеку злобу, постарайся примириться с ним. Если он не послушает, если у тебя не получилось, ты хотя бы постарайся примириться с ним на словах, и постарайся в своем сердце тоже примириться.
Иногда примирение может не случиться, и здесь Причастие для нас станет той силой Христовой, тем бальзамом, который наше раздраженное сердце умягчит, даст нам силы, чтобы простить обидчика.
Но почему это все-таки препятствие? Препятствием это может быть тогда, когда вы идете причащаться и при этом говорите:
«Я не хочу его прощать. Его нет в моей жизни, вычеркиваю его. Это тот человек, которого больше нет, слышать о нем не буду и не хочу, никогда его не прощу».
Если дела обстоят так, то причащаться нельзя.
А если вы говорите:
«Господи, я не могу простить. Чувствую злость. Вроде умом понимаю, а сердце не дает мне простить. Не могу простить. Мне очень тяжело. Прости меня, пожалуйста. И помоги простить его».
И это вы говорите на Исповеди, и это вы говорите дома у себя. И с таким ощущением собственного недостоинства идете к Причастию. Если вас священник допустит, то тогда, конечно, причащаетесь.
Итак, существует три препятствия к Причастию. Но есть и другие. Они намного более очевидные и даже важные. К примеру, нахождение в смертном грехе. В этом случае батюшка однозначно не допустит до Таинства. Но как себя проверить по более глубинным моментам?
Читая много литературы на эту тему, смотря в себя, я нашел три пункта:
Если мы будем в себе культивировать и проверять эти три вещи, то мы иначе будем проживать нашу жизнь:
желание причаститься, трепет по отношению к Чаше и покаянный настрой.
Так будем стараться не грешить, потому что, если ты пребываешь в покаянном состоянии, то тебе трудно грешить.
Трудно грешить. Ты чувствуешь себя и так уже ходящим в милости Бога, и не хочешь больше его никак обижать, оскорблять. Поэтому, конечно, и меньше грешишь.
И это замечательная подготовка к Причастию. Очистите себя от грехов, говорят святые, прежде чем идти причащаться.
Ты ощущаешь трепет во время богослужения.
Значит, внимательно его слушаешь, стараешься молиться, понимаешь, где ты находишься.
Это тоже очень важно.
И ты ощущаешь желание.
То есть у тебя есть причина для того, чтобы все эти подвиги брать на себя, в том числе подвиг подготовки к Причастию. Что для тебя значит час молитв в неделю? Что для тебя значит встать в 6 утра в воскресенье? Ничего, если ты действительно хочешь встретиться со своим спасителем, со своим Богом.
Мы должны стараться найти такого священника, который не против того, чтобы мы причащались регулярно. Так, как чувствует наше сердце, которое мыслит в рамках всей нашей Церкви, в рамках того, что говорили древние отцы, в рамках того, что сейчас написано в документе Соборном об участии в Евхаристии, о том, что стремиться надо к ежевоскресному Причастию.
И еще важно, чтобы ту норму, которую вы считаете для себя приемлемой, священник бы тоже разделял. Если он это разделяет, то тогда с ним можно и советоваться. То есть вы не будете бояться к нему подходить и спрашивать:
«Батюшка, я сегодня не чувствую желания. Я пыталась как-то справиться, не получается, что мне делать?».
Или
«Батюшка, у меня не получается быть в смиренном состоянии. У меня не получилось быть в покаянном настрое всю эту неделю. Что мне делать, можно ли подойти к Чаше?».
И Господь ему откроет, подскажет. И вместе, втроем, вы решите, что делать дальше.
Вот о чем надо помнить, когда мы готовимся к Причастию.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Причащение в храме пошагово: простая инструкция для воцерковляющихся
«Держись как можешь, а Дух Святой будет действовать…» Удивительная история батюшки Как причащаться, если из-за болезни запрещен алкоголь? Батюшка разложил всё по полочкам Три смертных греха, которые прощает Бог