Троицкая седмица наступает после дня Святой Троицы (Пятидесятницы), и в этом году на эту неделю выпадают дни с 24 по 30 июня. После того, как закончится Троицкая седмица, наступит Петров пост (в этом году он с 1 по 11 июля), который длится всегда разное время, т.к. он заканчивается всегда в один день – перед днем памяти святых апостолов Петра и Павла, а начинаться может в разные (через неделю после Пятидесятницы). Мы уже говорили о том, почему праздник называется Пятидесятницей, какой несет смысл и чем отличается праздничное богослужение. Теперь поговорим о том, что происходит после дня Святой Троицы.
С воскресного дня Троицы начинается особая, сплошная (как ее еще называют) седмица, на которой нет постных дней. Но уже на Литургии читается молитва Святому Духу и возвращаются земные поклоны (чего не было на протяжении всех 50-ти дней после Пасхи).
Первый день Троицкой седмицы (понедельник) – это день Святого Духа: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). И в этот день чаще всего православные христиане направляются к святыням, ведь Дух Святой может явиться людям в самых разных образах (водой, огнем, ветром). Но всегда смиренным и кротким.
Схождение Святого Духа – это самая большая благодать Господа и величайший подарок. Именно благодаря схождению Духа Святого на апостолов, они, обычные рыбаки, стали проповедовать на разных языках всем народам, неся учение Христа в мир. Мы нередко употребляем понятие "духовной" жизни, которое несет в себе несколько интерпретаций. В обычном житейском понимании, духовная жизнь – это определенные знания, этика, объединенные светским смыслом. В православном понимании духовность означает «Бог есть Дух».
Праздник Святого Духа – не просто христианский, а скорее, восточно-христианский, т.к. на западе днем Духа считался день Троицы. На востоке установление такого праздника стало необходимостью, связанной с множественными еретическими учениями, по которым Святого Духа не считали Богом (одной из трех Ипостасей Единого и Неделимого Бога), а лишь Его творением. Таким образом, утвердив догмат о Духе Святом, Православная Церковь установила и празднование.
Почему Троицкую седмицу называют сплошной? Потому что традиционные постные дни (среда и пятница) отсутствуют, и пищевых ограничений на этой неделе никаких нет. Это, разумеется, не значит, что христианину нужно впадать в грех чревоугодия – просто строгих указаний насчет поста в эти дни нет.
Всего в церковном году пять сплошных седмиц: одна после Рождества Христова (там даже получается не строго неделя, а 11 дней), две перед Великим Постом, еще одна после Святой Пасхи и одна (сейчас) после Пятидесятницы. Получается, что на протяжении всех этих особых седмиц Церковь позволяет не поститься в среду и пятницу.
Предписание о сплошной седмице после праздника Троицы мы находим в "Апостольских постановлениях":
«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Возможно, такое послабление дает Церковь для того, чтобы собраться силами и подготовиться к Петрову посту, а также испытать радость о рождении Церкви. Причащаться на Троицкой седмице можно, и здесь священнослужители дают уточнение про подготовку – не вкушать пищи после полуночи перед Святым Причастием.
29 июня, в субботу, будет последний день празднования Пятидесятницы, "отдание" праздника. 30 июня – это день заговенья на Петров пост (который начнется с полуночи 1-го июля), то есть формально можно скоромную пищу вкушать пока не начался новый день, но заговляться лучше разумно, чтобы начало поста и для душа, и для тела было комфортным, а не резким.
Троицкую седмицу нередко среди обывателей называют "зелеными святками", ожидая после нее приход жаркого лета. Но это не имеет ничего общего с церковным пониманием Троицкой седмицы. Кто-то украшает свои дома березовыми ветвями – такое действие допустимо, если не несет в себе поверий, суеверий и каких-то иных смыслов.
Также приходится слышать о "неделе русалок" при упоминании Троицкой седмицы. К сожалению, до сих пор некоторые верования, обряды и языческие традиции не удалось полностью искоренить, и некоторые люди ошибочно считают их православными. Разумеется, хороводы перед костром в эти дни – ничто иное, как древние языческие обряды, которые не относятся к христианским традициям и церковной жизни. Известные еще с дохристианских времен обычаи, для крестьян, живших в то время на Руси, возможно, были некой помощью в борьбе с капризами природы и т.д., но для современного христианина вера в русалок – признак огромного религиозного невежества, недоверия христианским истинам.
Что же лучше сделать в Троицкую седмицу? Совершать молитвы перед иконой Святой Троицы, воздавая Богу благодарность за Его дары; готовиться к следующему посту, постоянно помня о том, что суть любого поста в единении с Богом, а не употреблении определенной пищи без молитв. Господь дал нам все средства для нашего спасения, а сможем ли мы с достоинством принять этот дар – зависит только от нас.