В Евангелие от апостола-евангелиста Луки есть рассказ о том, как Господь пришел в Иерусалимский храм (речь о главе 21-й, первых пяти стихах). Это, надо сказать, было самое важное место на земле было во времена Иисуса Христа, потому что это был Дом Божий.
В это самое главное место пришел Господь, а все остальные храмы в его время были языческие. И только один храм на земле был домом истинного Бога. И в этот храм пришел Господь. И, конечно же, он пришел, чтобы побыть вместе с людьми и посмотреть на людей – как они ведут себя в храме, что они там делают.
И Господь, говорит нам Евангелие, конечно же, начал смотреть самое важное для себя.
- Стал ли Он смотреть, как кто молится, как кто кланяется, как кто стоит на коленях? Нет.
- Стал ли Он смотреть, кто как одет, в чистой одежде, в грязной одежде? Нет.
Возможно, он это и смотрел, но об этом Евангелие не рассказывает, потому что Евангелие рассказывает только о самом важном. Все остальное не поместится просто в эту книгу.
Итак, что же самое важное было для Господа в посещении храма?
Евангелие говорит о том, что Господь стал смотреть, кто как приносит жертвы. Люди бросали в жертвенник какие-то деньги, какие-то сбережения. Кто-то бросал очень много – богатые люди, кто-то поменьше – бедные.
И что Господь сказал, когда посмотрел? Сказал ли Он:
«Не надо бросать жертвы, не надо на храм жертвовать. Пусть все бесплатно будет»?
Многим людям сегодня хочется, чтобы так было, чтобы всё было бесплатно в храме. Но Господь не сказал, что в храме должно быть бесплатно.
Люди бросали разные суммы. Но сказал ли Господь кому-то:
«Молодец, что ты меньше всех бросил. Так и надо, не бросай, не жертвуй на храм»?
Похвалил ли Господь того, кто меньше всех жертвовал и меньше всех Богу отдавал от своих трудов? Нет.
А кого похвалил Господь?
Он, Господь, похвалил вдову, которая положила две лепты, две монеточки. Но эти монетки – это последнее, что у нее было. Она отдала последнее. Все, что было у нее, то и отдала. Не заботясь о том, что она будет кушать, на что жить, она взяла и все отдала.
И Господь похвалил ее, сказал, что она молодец. Та, которая отдала все Богу. Бог хвалит и одобряет тех людей, которые Богу все отдают, все, что имеют. Она положила больше всех.
Ибо те от избытка своего отдавали – то есть то, что лишнее, то, что никак не повлияет на их жизнь, то, что им просто не нужно, то, что они уже не могут никуда потратить, вот это и отдавали.
А эта отдала все, что имела.
Что было дальше с этой вдовой?
Выйдя из храма, она не будет нуждаться никогда. За её жертву Господь даст ей возможность, чтобы она приобрела и хлеба кусок, и одежду. Во всем Господь ей поможет. Неужели Бог бросит того, кто отдал ему все, что имеет? Никогда.
Перекладывая эту ситуацию на сегодняшний день, нужно сказать следующее: очень много людей присылают записки в храм о молитвах. И 95% из них никаких пожертвований не подают.
А когда задаешь вопрос, почему, они говорят:
«Да во славу Божию. Не имею возможности».
Представьте ту же самую ситуацию, что в храм приходят люди на службу воскресную, и один говорит:
«Я не имею возможности пожертвовать. Возьмите записочку».
За ним второй, третий, десятый, двадцатый, пятидесятый. Шестьдесят человек пришло и все сказали одно и то же. Мол, нет возможности.
При этом один держит дорогой телефон в руках, все одеты все хорошо, кто-то весь в украшениях.
А женщины, которые в церковной лавке сидят, говорят:
«Хорошо, ладно, проходите».
Собрали гору записок, и только буквально один человек, какая-нибудь бабушка с палочкой, достает копеечку:
«Я хочу пожертвовать на храм. У меня есть возможность с пенсии 50 рублей могу дать!»
А все остальные стоят довольные:
«Как мы здорово все сделали! Сэкономили на храме. А за нас еще и бесплатно помолились».
А чему равна такая молитва?
Через интернет точно также подают в храм, как и в церковной лавке. Более того подают на бедные храмы, где нет прихожан, где нет доходов, где нет этих ста, двухста или трехста человек. Конечно, ситуация достаточно странная и даже дикая.
Представьте еще раз: в храм пришло сто человек, все подали записки, а пожертвования сделали только 5 или 10 из них. Подобная ситуация в действительности странная.
А когда их спрашивают, они отвечают:
«Да я не имею возможности. Можно ли во славу Божию записочку?».
Пытаешься понять, почему не могут пожертвовать, а прихожане даже не могут объяснить этого.
А объяснение простое – жадность.
Ведь можно же любую сумму отправить. Почему бы и нет? Пусть даже 10 рублей.
Если человек держит в руке смартфон, если в нем есть интернет, значит, он заплатил и за телефон и за связь. И он при этом говорит: «На храм не могу пожертвовать».
Но если у прихожанина есть в руке смартфон, и он оплатил интернет, то значит, он и на еду себе нашел, и на одежду.
А на храм при этом пожертвовать не имеет возможности.
Где же ваша честность, братья и сестры?
Вы считаете, что это будет действительно настоящая молитва Богу, и Господь примет такую лицемерную молитву? Такая молитва будет молитвой или будет пустым вычитыванием ваших бумажек?
Ведь вы, купив себе еду, одежду, телефон и оплатив интернет, солгали, что пожертвовать на храм у вас нет возможности.
Братья и сестры, конечно же, не в деньгах дело. Бог в деньгах не нуждается. И, конечно же, без ваших пожертвований церковь обойдется. Кто-то другой поможет.
Но обойдетесь ли вы без молитвы, оставшись в своей жадности? Обойдетесь ли вы, живя в иллюзии, подавая пустые бумажки в церковь и обманывая, что вы не имеете возможности ничего пожертвовать? Обойдетесь ли вы, живя в своем лукавстве, без благодати? Потому что благодать Божия – самое важное, что у нас есть в нашей жизни.
И речь ведь сейчас не о чем-то пустом, а о реальности – о подаваемых записках и отсутствии пожертвований.
Есть еще и другая реальность. Бывает, приходят взрослые умнейшие люди, приятная пожилая пара. Знаете, есть такие пары, которые прожили вместе всю жизнь. Они и уступчивые, и помощные, и галантные. Приходят они в храм и начинают доказывать:
«В церкви крещение должно быть бесплатно. Все здесь должно быть бесплатно».
И вдруг этот милый пожилой человек, превратившись в грозного обличителя, кричит:
«Считаю, раз Церковь приобретает одного члена, крестить меня должны бесплатно».
Да, где-то в городских храмах, где миллионные доходы и огромное количество прихожан, свечки и можно сделать бесплатными. Ведь среди огромного количества прихожан есть те, кто способен сделать действительно большой вклад.
Но есть храмы сельские (и это большинство храмов нашей православной Церкви), где батюшки просто выживают.
При этом у них, как правило, много детей – пять или даже шесть. И такие священники считают каждую копеечку, чтобы прокормить своих детей. Большинство из них – образованные люди. Врачи, военные, офицеры, которые бросили свою городскую жизнь, приехали в село, чтобы и там была служба.
Можно сказать, что они совершили подвиг. Они могли бы жить в городе, зарабатывать, получать зарплату. Но они выбрали другое – жить скромно, даже иногда бедно, чтобы служить людям.
И вот представьте ситуацию:
такой священник идет на крещение, покрестил ребенка. А люди стоят и улыбаются. Он им говорит:
«Может быть, какое-то пожертвование за крещение сделаете, на храм?».
Они начинают в ответ говорить: «Крещение должно быть бесплатно».
Священник отвечает: «Бесплатно, значит, бесплатно! Пусть будет бесплатно».
А потом приходит домой к своим пятерым детям, в эту маленькую, убогую хибарку. И матушка спрашивает с надеждой:
«Ну что, есть что-то деток покормить, одеть?».
А он говорит:
«Прихожане не дали пожертвования, все кричали, что крещение должно быть бесплатно. Так что деток сегодня покормить не удастся».
Вот и бесплатно. Вот и ваше «не имею возможности подать на храм».
Даже если храм богатый, неужели в вас есть жадность, что не можете послать даже 50, 100, 10, 5 рублей, подавая записки каждый день огромными списками?
Получается, и молитва будет разная, она будет просто пустая, произнесение пустых имен. Когда человек врет Богу, когда он пребывает в жадности, а не в любви, молитва эта будет пустой.
Когда мы кого-то любим, мы тому, кого любим, жертвуем все. Ребенка мы любим своего – ему все отдаем. И одежду лучшую покупаем, и еду лучшую покупаем – от себя отрываем.
А к Богу, к Церкви и к священнику вот так относимся: «Да нет у меня на вас денег. Нет возможности. Бесплатно покрестите, бесплатно помолитесь».
Это любовь? Это ненависть и жадность.
Братья и сестры, те, кто хочет, чтобы все было бесплатно, вот представьте:
Вы работаете в продуктовом магазине, и я завтра приду к вам в магазин, наберу полную сумку продуктов на пару тысяч рублей и начну кричать:
«Все должно быть бесплатно!»
А потом приеду на заправку, которая вам же принадлежит, заправлю автомобиль и начну кричать:
«Бесплатно должно быть».
А вы потом со своего кармана компенсируете бензин и продукты, что я взял.
А я везде буду ходить и кричать, что все должно быть бесплатно.
Понравится ли вам, когда вы будете за меня платить? Представьте, священник платит и налоги, и за ремонт храма, и за содержание храма, и за прочие статьи расходов, а вы приходите этим пользоваться бесплатно.
Вам жалко копеечек этих?
Вам понравится, если я бесплатно буду пользоваться вашими трудами, вашей жизнью? Скажу:
«Ты должен меня обслуживать бесплатно, ты должен работать на меня бесплатно, потому что мне так хочется, потому что я так считаю».
Нигде в Евангелии такого нет, что бесплатно должны священники обслуживать. Наоборот, апостол Павел говорит:
О ком, спрашивает апостол, заботится Господь? О волах? Нет. Но он сравнивает священников с волами. Вол — это могучее, огромное животное, которое совершает тяжелейшую работу, которую никто другой не способен совершить. Он сильнее всех остальных животных, он огромный, мощный. Так вот, нельзя ему завязывать рот и говорить:
Этот вол упадет, устав.
Так вот и священник – это человек, который совершает огромную, колоссальную работу, ту, которую не могут совершить остальные. Он делает огромную духовную работу, перемалывая свои и наши страсти, переминая их, прощая в таинстве Исповеди, ходатайствуя в храме, молясь за тех людей, которые его оскорбляют и гонят. И сказать ему «Делай бесплатно, и все в храме должно быть бесплатно» – это дикость полнейшая, которая осуждается в первую очередь Евангелием, Богом и апостолами.
Поэтому образумьтесь, пожалуйста, и помогайте Богу и Церкви всеми силами. Без жертвы нет служения Богу. Человек, который ничего Богу не жертвует, тот ничего не получает взамен. Бог учит нас жертвовать. Как и учил Авраама, попросив его принести в жертву сына своего. Тот с этим согласился и начал это осуществлять.
Поэтому пусты ваши молитвы, записки, свечки, которые вы ставите, не жертвуя ничего Богу.
Исключение составляют только нищие, только те, у кого остался последний кусок хлеба.
Вспомните, о чем мы говорили: ведь евангельская вдова отдала Богу последний кусок хлеба. И Господь говорит, что она молодец и все правильно сделала. И Господь ее накормит.
Поэтому, братья и сестры, образумьтесь, не безумствуйте, не ведите себя позорно и стыдно, и некрасиво. Все это постыдно и неправильно, все это происходит из величайшего сребролюбия и жадности.
Жертвуйте Богу, и Бог вас никогда не оставит. Все, кто Богу отдает, только приобретают. Они еще больше богатеют и духовно, и материально, и во всех отношениях.
И священники, которые отдают Богу всю свою жизнь, хорошо это знают.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст основан на видео:
Читайте еще:
«Это смешно и позорно, но приходится на это идти» – батюшка о жертвующих драгоценности иконам
Священники и деньги: что об этом говорит Писание? Как искоренить лукавство и двоедушие? – Ценный совет Иоанна Кронштадтского и три поучительные истории «Мы в этом мире никому не нужны, кроме самих себя и Небесного Отца» сказал один инок. Так ли это? И как этого не страшиться?