Слово "епитимион" переводится с греческого как "наказание", "кара", "возмездие". От этого термина произошло название одной из духовных мер воздействия на практикующих христиан – епитимия. Несмотря на буквальное значение слова, Церковь понимает епитимию не как казнь, а как меру духовного уврачевания грешника.
Епитимию в древности могли налагать лишь епископы, сейчас же, ввиду распространенности христианской веры и большого количества христиан, епитимию налагают на кающихся и священники.
Обычно это происходит после исповеди, когда священник узнает грех и прочувствует силу раскаяния христианина. Если священник поймет, что искренность и сила раскаяния велики, он может наложить легкую епитимию, или не применить ее вообще.
Виды епитимии:
- великое отлучение за тяжкий смертный грех – кающийся может причаститься Христовых Тайн лишь находясь при смерти;
- малое отлучение – кающийся лишается Причастия на длительный срок, порой измеряемый целыми годами;
- усиленные пост, молитва, регулярное чтение Библии, отказ от каких-либо видов удовольствий, милостыня, а также поклоны перед святыми образами духовник назначает, когда христианин укоренился в каком-то грехе и не может самостоятельно от него избавиться. В этом случае священник может назначать кающемуся исполнять добродетели, противоположные его греху. Например, вору или сребролюбцу священник назначает в качестве епитимии творение милостыни, а пустослову – молчание или разговоры только по делу.
Важное свойство епитимии – это ее добровольное принятие со стороны кающегося. Как грешник смиренно пришел на покаяние, так смиренно он принимает и духовное целительное упражнение.
Здесь мы можем заметить проекцию на совершенный образ жизни – монашеский. Как грешник отсекает свою волю в послушании духовнику, чтобы избавиться от греха, так и монах, живущий без грубого греха, отсекает свою волю в послушании игумену, чтобы духовно возрастать, принося плоды добродетелей. Если выражаться языком притч, то этажи разные, а строительный материал один.
Святые отцы утверждают, что зачастую сам Бог выступает духовником человека, назначая ему в качестве епитимии скорбные обстоятельства. И чем смиреннее в скорбях и благодарнее за них Богу будет человек, тем быстрее он освободится и от греха, и от скорбей.
В наши дни, ввиду немощи людей и все более сложных обстоятельств жизни, ни один священнослужитель не будет отлучать христианина от Причастия на длительный срок. Если священник будет слишком строг к кающемуся грешнику, человек может быть надолго потерян для Церкви и впасть в еще более глубокие скорби.
Среди христиан можно услышать мнение, что епитимия – это признак древней, строгой Церкви, а сейчас, вроде как, другие времена и епитимия – это архаизм. Но это духовное упражнение должно быть неотъемлемой частью духовного труда по избавлению от греха и духовному росту в любые времена.
Священники иногда не налагают епитимию, если человек слишком сильно разбит своим грехом. Тогда ему проще отпустить грех, утешить и причастить Святых Тайн, чтобы кающийся укрепился.
Крайне желательно, чтобы на человека налагал епитимию священник, который его знает. Подобно тому, как врач знает историю болезни и физиологические особенности своего пациента, пастырь должен знать историю церковной жизни и духовные особенности христианина. В этом случае будет назначена идеальная по нагрузке епитимия. Если же исповедник не знаком священнику, скорее всего, тот даст кающемуся не слишком тяжелую, не слишком легкую, но вполне ощутимую епитимию.
Если вдруг христианин посчитает, что примененная к нему епитимия слишком тяжела и вредна для его духовного или телесного здоровья, он вправе обратиться с прошением к правящему архиерею, чтобы тот облегчил духовное упражнение.
Случается, что человеку обидно слышать про епитимию, и он противится такой мере к себе по гордости, из-за страха осуждения, оставшегося с детства страха наказания и страха вторжения в личную жизнь. Такое происходит от непонимания сущности процесса личного спасения.
Серьезно относящийся к своему служению священник часто будет прибегать к епитимии.
Когда мы еще грешим, но уже уверовали в Христа и поняли о первейшей необходимости подготовки к переходу в вечность, каждого из нас всегда удерживает от подвига покаяния дух тьмы. Он шепчет, что жить еще долго, Бог милостив и еще потерпит. Но стоит встать на духовную брань, дьявол начинает шептать, что Бог строгий судья, а церковная община – это далеко не святые люди, что можно вдруг причаститься недостойно и заболеть,а можно столкнуться в Церкви с осуждением, неприятием и непониманием.
Не нужно бояться храма, христианской общины, богослужений, покаяния и епитимии. Хотя необходимо благоговеть перед Церковью – это очень благодатно скажется на первых шагах духовной жизни.
При усердном духовном подвиге и достаточно уделенном для церковной жизни времени, Бог не только поможет нам избавиться от греха и прожить так некоторый продолжительный отрезок времени, но и усилит наши души, поднимет наши духовные свойства и приведет уже здесь, на земле, к небесной радости.