Недавно в Санкт-Петербурге произошло событие, которое можно охарактеризовать только как настоящее чудо. В канун Рождества Христова протоиерею Геннадию Беловолову поступил звонок из Северной столицы нашей страны, где ему поведали о необычном явлении, случившемся с иконописцем Александром Большаковым: ему явилась блаженная Матрона Босоножка.
Священнослужитель поделился, что он испытывал всегда глубокое уважение к петербургской Босоножке, отличившейся своим аскетическим подвигом – ходьбой босиком по улицам города на Неве в любую погоду.
В 2016 году он организовал торжественный вечер, посвящённый памяти блаженной Матроны, в рамках Таисиинских вечеров. Также он написал стихотворение о ней, которое было положено на музыку композитором Владиславом Панченко "Следы на снегу".
Невероятно, но факт! По телефону ему сообщили, что его стихи оказались пророческими. На уточняющий вопрос священника они ответили, что после явления блаженной Матроны на снегу якобы остались ее следы, созвучные его стихам. С улыбкой батюшка отметил, что на снегу можно увидеть что угодно, однако его попросили взглянуть на фотографию следов, которую зафиксировал иконописец.
Священнослужитель заметил, что, хоть он и верит в Бога и чудеса, он всегда подходит к различным явлениям с особым вниманием и скепсисом, чтобы избежать принятия каких-либо субъективных впечатлений за божественное вмешательство. Следуя принципу Апостола Фомы, он решил, что и сам не поверит, пока не услышит подробности, и попросил контакт иконописца.
Выяснилось, что они были знакомы, хотя и не виделись давно. Ранее Большаков создал для священника образ Божьей Матери для Леушинского подворья. Два года назад в семье иконописца произошла трагедия: его сын, юноша Николай, погиб, упав с крыши девятиэтажки. Парень служил алтарником в храме на Волковом кладбище, где и был похоронен. Это событие глубоко потрясло многих жителей Петербурга.
Батюшка делился этой историей даже в печатных православных СМИ: – Мой диалог с Александром занял приблизительно тридцать минут. Я стремился узнать от него как можно больше деталей о происшествии, которое он описал как чудесное. Александр начал разговор с заметным нервозностью: «Батюшка, с праздниками. Прошу прощения, мне немало людей уже звонили с вопросами, я от этого утомился. Вчера я даже не брал трубку. Но увидел Ваш звонок и решил ответить».
Я выразил ему благодарность за готовность разговаривать и попросил поделиться своими переживаниями. Ниже приведено его повествование, которое я стремлюсь передать с максимальной точностью.
"Это было 1 января, – начал он свой рассказ. – Мы давно уже не отмечаем светский Новый год. Поэтому полпервого легли спать. Я решил в первый день нового года поехать на могилку к сыну на Волковское кладбище. Сын похоронен неподалеку от храма.
Думал, возьму с собой дочь – на службе постоим и к сыну на могилку зайдем. Утром подошел, а она спала, жалко было будить. Поехал один. Жена еще раньше поехала на службу в Воскресенский храм на Литераторские мостки к отцу Феодору. А я решил поехать в храм Иова Многострадального. Думаю, зайду заодно и на службу, и к сыну на могилку.
Было начало 11-го часа. Я зашел в храм, купил свечи, поставил и пошел к сыну на могилку. Думаю, забегу к сыну, минут 10-15 постою, помолюсь, и потом на службе еще постою. Но на могилке я задержался на полчаса и подошел к храму уже к концу службы, часам к одиннадцати.
Когда я возвращался, стало совсем светло. Я ни на что не обращал внимания. Я незаметно для себя подошел к храму, поднял голову и не поверил своим глазам: смотрю, передо мной метрах в десяти стоит женщина, вся в белом. На ней то ли балахон, то ли платье, то ли рубаха. Наверное, точнее будет сказать, что это была какая-то длинная белая рубаха, как будто льняная и тонкая.
А она вся седая… Голова открыта. На голове ничего не было, просто волосы, просто седые волосы, белые и седые.
Женщина стояла и крестилась, так медленно-медленно крестилась.
Когда она приложила пальцы ко лбу, у нее рубаха спала с руки, и я смотрю – у нее рука голая.
А мороз на улице, наверное, был минус два градуса.
Представляете, на улице мороз и тут женщина в одном платье молится.
Я так оторопел: как это женщина раздетая стоит и молится?!
Потом я посмотрел на ноги, и они были тоже голые, босые.
Я всё передать точно не могу, потому что у меня было такое состояние… Я стоял как столб.
До нее было совсем близко. Она стояла рядом с алтарем храма, смотрела и молилась за алтарь на восток, в сторону речки на мостик.
Ко мне она стояла боком и на меня не смотрела.
А левую руку ее я не видел, только правую: она стояла ко мне правой стороной.
Вначале я не обратил внимания на ее лицо. Потом, когда я на нее смотрел, она начинала креститься, и я ее лицо даже не мог рассмотреть.
Она крестилась раз пять-семь, а может быть, и десять, я не считал. Она крестилась медленно и наклоняя голову. Перекрестится – поклонится. Перекрестится – поклонится. Перекрестится – поклонится. И тонкими пальцами касается лба.
Я смотрел, что она стоит босиком голыми ногами на снегу…
У меня было какое-то оцепенение. Я стоял ни живой ни мертвый.
Я начал пятиться назад к могиле сына…
И в это время она медленно-медленно исчезла… Вот и всё…
Думаю, может, это у меня крыша едет. Вроде трезвый, ничего на Новый год не пил. Чувствую, что у меня футболка мокрая.
Думаю, может, это у меня глюк какой-то. Посмотрел вокруг – никого не было. Подошел к месту, на котором стояла женщина в белом, и увидел на снегу следы босых ног. Снежок за ночь как раз накрапал. Следы растаяли до асфальта. То есть она только-только ушла. Я встал на колени и потрогал их руками. На асфальте промокло. Для этого нужно было долго тут стоять. Я удивился только, почему было три следа? Может быть, она переминалась. Но никаких следов ни вперед, ни назад больше не было. Как подошла сюда эта женщина и как она ушла, я не мог понять.
На всякий случай обошел вокруг храм, потом прошел метров пятьдесят вперед, посмотрел дорожки. Но в это время на кладбище никаких следов вообще нигде не было, кроме моих собственных.
Только потом я пошел в храм. В это время в храме была служба.
В свечной лавке в этот день была моя хорошая знакомая свечница. У нас с ней день рожденья в один день – 12 сентября, на Александра Невского. Поэтому у нас с ней есть духовная связь. Я подошел, а она посмотрела на меня и спрашивает: «Александр, у вас что-то случилось? У вас что-то с глазами…» Я не то чтобы перепугался, но был какой-то сам не свой. Говорю ей: «Вы можете выйти из храма, я вам кое-что покажу?..» Я вышел, показал ей следы на снегу и рассказал, что со мною было.
Только в этот момент я догадался сделать фотографию этих следов.
Я был глубоко тронут этим искренним и взволнованным рассказом Александра. Я зримо представил всё, что он рассказал.
И только спросил, почему Александр решил, что это была именно блаженная Матрона Босоножка.
Он ответил, что об этом тогда вообще не думал, кто она. Дома рассказал дочери Лизе: «Представляешь, видел женщину…» Показал фотографию следов. «Папа, – говорит, – это Ксения Петербургская». – «Лиза, – говорю ей, – Ксения не ходила в белых одеждах… Я, наверное, пятнадцать икон Блаженной Ксении написал. Это точно не Ксения»".
На следующий день Александр отправился в часовню, где находится могила блаженной Матроны Босоножки. Во время молитвы перед её изображением он внезапно осознал, что это была она. Александр часто посещал это место, приходил сюда молиться вместе с детьми, Лизой и Колей, и даже купался в проруби на Неве в праздник Крещения.
После того, как он узнал Матрону, сразу же позвонил своей жене: «Натуля, это была та самая женщина. Это была Матрона Босоножка!»
Продолжая беседу с Александром, батюшка был озадачен одним важным вопросом: с какой целью человеку предоставляются видения и божественные знамения, которые имеют значение не только для того, кто их получает, но и для окружающих? В истории, которую он поведал, отсутствовал именно этот ключевой смысл. Для чего женщина в белом, Матрона Босоножка, явилась Александру? Каково было её послание ему и всем нам?
Священник задал ему этот вопрос, и он поделился со ним занимательным рассказом, который прояснил значение его видения.
Александр поделился:
– Примерно восемь или десять лет назад, точную дату сказать сложно, в храме святого Великомученика Георгия Победоносца, расположенном на проспекте Славы, ко мне обратилась пожилая женщина с просьбой написать икону блаженной Матроны Босоножки. В то время я работал в иконописной мастерской Александро-Невской Лавры и был очень занят. Но она настойчиво следовала за мной, убеждая: «Напишите мне икону Матроны Босоножки». Я возразил, что не могу этого сделать, так как она не была канонизирована. Однако женщина настаивала, предлагая оплату.
Она настолько настойчиво просила, звоня мне в течение трёх-четырёх дней, и принесла много фотографий Матроны, что я, в конце концов, согласился написать икону, но без нимба.
Тем не менее, она упорствовала: «Нет, она должна быть с нимбом, она святая!»
В итоге я всё же отказался писать икону с нимбом.
Женщина была глубоко обижена, и через некоторое время я узнал о её кончине.
Позже я забыл об этом случае, но сейчас вспомнил. Вероятно, у меня остался долг перед блаженной Матронушкой, и она сама напомнила мне о нём.
Выслушав это, отец Геннадий ответил иконописцу Александру, что, возможно, блаженная Матрона напомнила всем нам о своей святости и о молитве за Петербург, оставив эти удивительные следы на снегу возле алтаря храма святого Иова Многострадального на Волковом кладбище.
Почему именно в этом месте? Возможно, она посещала это место и молилась здесь при жизни? Или это связано с тем, что храм назван в честь святого Императора Николая II. В день Иова Многострадального родился Государь, в царствование которого блаженная Матрона жила и преставилась.
Теперь, по всей видимости, пришло время канонизировать ее, изображая на иконах Матрону Босоножку с нимбом. Это совпадает с завершающей стадией восстановления Скорбященского храма, расположенного недалеко от ее последнего пристанища.
По окончании разговора Александр задал вопрос:
"Батюшка, не могу понять, как же все-таки образовалось три следа?" На что я ответил: "В видениях всегда присутствует элемент тайны. Могу предполагать, что с богословской точки зрения, это может символизировать славу Святой Троицы, напоминая о трех руках иконы Божией Матери «Троеручицы». Если рассматривать это с практической стороны, третий след мог указывать на то, что Матрона сделала один шаг по земле, а последующие – уже по небесам".
В заключение мне остается лишь подтвердить, что я приложил все усилия, чтобы как можно вернее передать рассказ иконописца Александра Большакова, не добавляя к нему ничего от себя.
Кто же такая Матрона Петербургская?
Содержание статьи:
Матрона Босоножка родилась в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в семье крестьян Щербиных. Во время войны с Турцией в 1877-1878 годах вместе со своим супругом Егором Мыльниковым она помогала многим в качестве сестры милосердия, раздавая всё полученное вознаграждение нуждающимся солдатам. После трагической потери мужа на войне, Матрона посвятила свою жизнь служению Богу. Вернувшись в Кострому, она продала свое имущество, раздала собранные средства бедным и начала жизнь странницы, ведущей аскетический образ жизни.
С тех пор и до конца своих дней (на протяжении 33 лет) она ходила босиком, даже в зимнее время, одеваясь в легкую летнюю одежду.
Последние три десятилетия своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где она была частым посетителем часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перед которой происходили чудесные исцеления благодаря ее молитвам.
Лица, испытывающие затруднения в поиске занятости, продвижении по службе или находящиеся в тяжелом положении, находили решение своих проблем, обратившись с молитвой к ней. Многим Матронушка предостерегала о надвигающейся угрозе.
Известность Матронушки распространялась широко. Все дары, которые она получала, блаженная направляла на благотворительность – раздавала подаяние, поддерживала незащищенных, отправляла пожертвования в нуждающиеся приходы и монастыри. Так, ежегодно она отправляла в церкви и монастыри более 50 пудов лампадного масла. Живя в скромной коморке, щедро помогая многим бедным. К примеру, она покупала большую связку баранок и, идя улицей, раздавала их беднякам.
Блаженная Матрона скончалась 30 марта 1911 года в возрасте 97 лет, как она сама предсказала, в период начала ледохода на Неве.
Блаженная была одета в одеяния схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что во время одного из паломничеств в Иерусалим она приняла монашеский постриг под именем Марии, дав обет скрыть это от людей.
Панихиды за ее душу не прекращались. Ее тело сопровождала тысячная толпа от ее жилища до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где проходили похороны. Гроб несли на плечах. Захоронение, на котором присутствовали около 25 тысяч человек, состоялось 3 апреля, в день празднования Входа Господня в Иерусалим.
Царская семья, и в частности Императрица Александра Федоровна, глубоко уважала Матрону Босоножку. Узнав о ее уходе, Императрица продолжительное время плакала. По ее приказу на могилу был положен венок. Блаженная старица была похоронена рядом с часовней, где на тот момент находилась чудотворная икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.
И сегодня продолжают происходить чудесные исцеления и благодеяния по молитвам блаженной старицы Матронушки Босоножки.
Поделитесь в комментариях своими историями о Матронушке или о других святых.
Дивен Бог во святых Своих.
В настоящий момент ведётся работа по канонизации блаженной Матроны Петербургской.
12 апреля – день памяти Матронушки.
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
Под Прохоровкой было явление Богородицы, которая стояла нерушимой стеной, защищая русских солдат
Под Воронежем было явление Богородицы, которая изрекла предостережение и оставила Свой Лик на скале Под Одессой кровоточит лик Богородицы и цветут лилии круглый год внутри иконы (кулевчанское чудо и знамение времен)