Великая Суббота. Сошествие Спасителя в ад. Схождение Благодатного огня

Сегодня, в Великую Субботу, Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад. Также поговорим о таком чуде, как схождение Благодатного огня.

В субботу Иосиф Аримафейский пришел к Пилату с просьбой о захоронении Иисуса. По обыкновению тела распятых не снимались с крестов и оставались добычей птицам, но захоронение тел также оставалось возможным по разрешению начальства.

Итак, Тело Христа сняли с Креста и умастили благовониями, обвили плащаницей (ценным полотном, купленным Иосифом) и поместили в погребальную пещеру, которая находилась в саду Иосифа. К пещере было решено приставить стражу, поскольку фарисеи опасались, что апостолы могут похитить Тело Христа и объявить народу о Его воскрешении (они знали слова Иисуса о Его грядущем воскрешении). Стражу приставили, гроб запечатали.

Уделим немного внимания личности Иосифа Аримафейского (о котором мы писали чуть выше) и Никодима, который также участвовал в захоронении Тела Христа.

Несмотря на свое окружение (а они состояли в самой влиятельной партии фарисеев), Иосиф и Никодим смотрели на Христа не так, как остальные фарисеи. Они, будучи тайными учениками Христа, не считали Его самозванцем. Никодим приходил к Иисусу по ночам и слушал Его, и именно он был тем, кто первый услышал слова:

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Никодим, хотя и скрывал свое отношение ко Христу, однажды решил за Него вступиться на собрании фарисеев. И хотя собравшиеся не дали ему договорить и ссылались на то, что, согласно пророчеству, Мессия родится в Вифлееме, а Иисус – галилеянин, Никодим все же продолжил верить своему Учителю. Притом, что Никодим, как и другие фарисеи, вероятно, не знал, что Иисус на самом деле родился в Вифлееме.

Иосиф Аримафейский был членом синедриона (высшего государственного совета Иудеи) и одним из самых высокопоставленных людей во всем Иерусалиме. Свое положение Иосиф использует, когда идет просить Тело Христа для погребения, а после, вместе с Никодимом, хоронит Его в пещере.

Никодим впоследствии был изгнан из Иудеи, а Иосиф, спасаясь от преследования, оказался вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой, служанкой Маркелой и учеником Максимом в Марселе, откуда перебрался в Британию. До конца жизни Иосиф и Никодим оставались христианами.

Иосиф и Никодим были фарисеями, которые выбрали Христа, потому как человек не равен своему окружению. История этих людей показывает нам, что решающим фактором является именно выбор самого человека.

В Субботу происходит Сошествие Христа в ад. Как мы знаем, ветхозаветные праведники попадали в ад из-за греховности человеческого рода (Рим. 3:10). После распятия же Христос нисходит в ад и выводит оттуда праведников. До пришествия Спасителя в аду находился и святой Иоанн Предтеча, который проповедовал там о Христе и готовил всех к приходу Спасителя.

Чудо схождения Благодатного огня происходит каждый год в Иерусалимском храме Воскресения. Происходит это следующим образом: около полудня выходит крестный ход во главе с патриархом. После этого сия процессия входит в храм, направляется к часовне (которая возведена над Гробом Господним), трижды обходит ее и останавливается перед ее вратами. В это время все огни в храме потушены.

За патриархом в этот момент наблюдают десятки тысяч людей. Патриарх разоблачается, полицейские обыскивают его и Гроб Господень. После этого Патриарх входит внутрь в одном длинном хитоне и становится на колени перед Гробом, молясь Господу о ниспослании Святого огня. После этого (молитва порой длится довольно долго) на плите Гроба появляется огненная роса в виде шариков голубоватого цвета, к которой патриарх подносит ватку, после чего та воспламеняется. Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые выносит в храм и передает Армянскому патриарху и народу. В этот момент под куполом храма вспыхивают сотни голубоватых огней.

Очевидцы испытывают невиданную радость, глядя на такое чудо, поскольку, согласно пророчеству, в последние времена Благодатный огонь не сойдет. Истинность православного вероучения подтверждает также тот факт, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Comments (0)
Add Comment