Наступил Великий Четверг, который в народе назван Чистым Четвергом. Поговорим сегодня о событиях, связанных с этим днем.
По толкованию святого Иоанна Богослова, в четверг совершались приготовления к еврейской пасхе, которая выпадала на субботу. Но при этом евангелисты пишут о том, что в четверг уже был приготовлен пасхальный агнец. По одной из версий, дело было так: в субботу должна была состояться Пасха, в пятницу должно быть совершено жертвоприношение, а в четверг жертву не готовили, а подготавливали (к жертвоприношению). По другой версии, в четверг уже состоялась еврейская пасха.
Мы не знаем, как Иисус провел четверг, но знаем, что в этот день состоялась Тайная Вечеря. Иисус скажет:
«Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк.22,15-16).
Если все же в этот вечер был не пасхальный ужин, а именно трапеза Иисуса и учеников, то Иисус говорит о том, что очень хотел бы встретить праздник Пасхи вместе со своими учениками, но этого не произойдет.
На Тайной Вечере Иисус объявил, что один из учеников предаст Его. Когда же все стали спрашивать «Не я ли?», Иисус отвечал:
«Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:26-27).
Иуда вышел, в то время как ученики не поняли, к чему Иисус сказал Иуде «что делаешь, делай скорее». Они подумали, что Иисус велел купить что-то необходимое к празднику.
Тем же вечером Иисус установил Таинство Евхаристии (Причастия), сказав: «Сие творите в Мое воспоминание».
В этот вечер также произошел спор о старшинстве, и было совершено умовение ног Иисусом своим ученикам. Тем самым Он подал им пример, как им полагается вести себя друг с другом.
Иисус предсказывает своим ученикам искушение, а Петру – троекратное отречение от Христа до криков петухов. Было также предсказано явление Христа в Галилее после воскресения. Иисус входит в Гефсиманский сад, на гору Елеонскую, оставив у входа своих учеников, за исключением Петра, Иакова и Иоанна – их он берет с собой.
Отметим, что Иисус отошел от учеников на расстояние «вержения камня», то есть на такое расстояние, на которое долетает брошенный камень. Не указывается, отошел он на такое расстояние от оставленных учеников или от тех, которых взял с собой, но исходя из того, что евангелисты Матфей и Марк пишут, что Иисус отошел «немного» от Петра, Иакова и Иоанна, а также из того, что выбранные ученики слышали начало молитвы Иисуса, можно сделать вывод, что на «вержение камня» Иисус отошел от оставленных учеников, а от Петра, Иоанна и Иакова отошел на небольшое расстояние.
Итак, Иисус входит в Гефсиманский сад. Здесь он начинает скорбеть, чего не скрывает от учеников, бывших с Ним рядом: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал Он; душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Отойдя от них немного, он падает на землю и начинает молиться о том, чтобы Отец пронес чашу страданий мимо Него. «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Далее ученики не слышали молитву Иисуса, потому как от усталости заснули.
К сожалению, мы не можем знать, что именно происходило в Гефсиманском саду, поскольку ученики, избранные быть свидетелями, поддались обыкновенной усталости. Мы можем лишь предполагать, что и в этот час сатана пытался искусить Иисуса (упустив такую возможность, он не был бы сатаной). Конечно, Иисус достойно вынес сие искушение и не поддался ему, но что же значит просьба Иисуса, обращенная к Отцу, в которой Он просит пронести чашу страданий мимо Него? Конечно, он не боялся грядущих физических страданий. Единственные муки, которые могли его терзать, – это муки душевные, нравственные. Иисус мог вспомнить весь проделанный путь, а также терзаться от грехов мира – только это могло волновать Его, но точно не грядущие физические муки. Отметим, что Иисуса укреплял ангел, спустившийся с небес.
О молении Христа в Гефсиманском саду пишет русский писатель Иван Бунин. Описывая страдания Христа, он пишет также о том, как Его пытается приободрить терновый куст, из ветвей которого вскоре сделают венок и возложат на главу Иисуса. Кипарис, из которого сделают крест для Христа, также обращается к Нему:
«Благословен господь скорбящий, —
Велик и славен подвиг твой!
Я вознесу над всей вселенной
Мой тяжкий крест, и на кресте
Весь мир узрит тебя, смиренный,
В неизреченной красоте!»
И даже ветер, обращаясь к Спасителю, обещает в «темный час страданья» принести прохладу с гор и облегчить мучения «нежной лаской аромата».
Когда же Иисус вышел к ученикам и нашел их спящими, то сказал им:
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
Было около полуночи, когда к Иисусу является вооруженный народ во главе с Иудой Искариотом. Было указание задержать того, на кого укажет Иуда. Иуда, вероятно, намеревался подойти к Иисусу с обычным приветствием и поцеловать (поцелуем указав на того, кого следует задержать).
Когда же Иуда подошел к Учителю, тот спросил: «Друг, для чего ты пришел?». Иуда ответил: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. Иисус показывает Иуде, что тот не сможет скрыть своего предательства, а потому говорит: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Обратившись к страже, Иисус спрашивает: «Кого ищете?». Старейшины отвечали, что ищут Иисуса Назорея. Вероятно, они и так узнали Иисуса, но предпочли сделать вид, будто не узнали, дабы посмотреть, что он предпримет. Но Иисус отвечал: «Это Я, кого вы ищете». Стражники были поражены таким ответом, поскольку им было сказано, что брать Того, за кем они посланы, придется хитростью и обманом, так как у Него есть приверженцы, которые могут за Него заступиться и укрыть. Но Иисус не стал скрываться, и столь необычная реакция привела к тому, что стражники отступили и пали на землю.
К Иисусу стали подходить остальные 8 апостолов, оставленные у входа в Гефсиманский сад. Стражники уже очнулись и некоторые из них подошли к Иисусу ближе, а некоторые решили схватить учеников, но Иисус повторил вопрос: «Кого ищете?», на что снова получил ответ «Иисуса Назорея». Иисус ответил им: «Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». Отметим на этом моменте, что Иисус, молясь в Гефсиманском саду, молился также о том, чтобы Отец уберег Его учеников. От апостолов действительно отступили и стали приближаться к Иисусу.
Апостолы, разумеется, хотели заступиться за своего Учителя, а потому спросили: «Господи! Не ударить ли нам мечом?». Не дождавшись ответа Иисуса, Петр бросился с мечом на одного из стражников и отсек ему ухо. Остальные апостолы хотели последовать примеру Петра, но Иисус остановил их, сказав: «Оставьте, довольно» (Лк. 22, 51). После этого Иисус подошел к человеку по имени Малха, которому Петр отсек ухо, и исцелил его. Обратившись к Петру, Он велел ему вложить меч в ножны, потому как все, взявшие меч, мечом погибнут. Здесь имеется в виду, что все, кто так или иначе воспротивился злу грубой силой, рано или поздно падут от такой же силы.
«Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, чтобы Он послал в защиту Мою более, нежели двенадцать легионов Ангелов?».
Вскоре Иисуса связали, а ученики бежали, дабы избежать той же участи. Петр и Иоанн, однако, ушли недалеко и издали следили за отрядом. За отрядом также следовал юноша, о котором упоминает только евангелист Марк. По преданию, это и был сам Марк.