Как-то к нам в монастырь должен был приехать один монах, о котором говорили, что он никогда никого не осуждает, и мы решили его проверить. В разговоре с ним мы начинали вспоминать о разных людях, говоря: «Знаешь, а вот этот так сказал… А этот туда пошел…», пытаясь выдавить из него хоть малейшее слово осуждения. Ничего не вышло. Он ускользал от нас как рыба, потому что был очень внимателен к себе. Он научился не искать утешения в осуждении других, сплетнях, многоглаголании или шутках. А есть люди, которые, наоборот, лезут даже туда, куда их не звали. Например, разговаривают двое, и тут встревает третий и больше уже никому не дает вставить слово. Такие симптомы указывают на то, что человек не трудится духовно.
Печально это осознавать особенно в отношении церковных людей. Ведь очень часто бывает, что человек вроде ходит в церковь, слушает проповеди, участвует в церковной жизни, но оказывается осужден от своих же слов. Ведь на нас смотрят и нецерковные люди, удивляясь нашему поведению, что мы не можем сдержать себя в сплетнях, в осуждении, смеемся над ближними. Подобное наше поведение становится искушением для них. Видя нас такими, они могут подумать: «Может быть, вся эта церковная жизнь напрасна?» Вы скажете, какое нам дело, что там подумают другие, ведь я могу покаяться, в том, что сделал или сказал. Всё так, но другой не видит тех процессов, которые происходят в твоем сердце, он видит лишь то, что на поверхности.
Думаю, что именно это имел в виду апостол, говоря о «пустом благочестии». Потому что тот, кто живет в Духе Святом, имеет в себе плоды Духа. Если у нас нет плодов, то по крайне мере в нас должно быть покаяние. Тот, человек, который по-настоящему раскаивается в своих делах, не будет осуждать других людей. Видя все свои ошибки и несовершенства, разве придет ему в голову заниматься кем-то другим, если он сам в сто раз хуже? Если ты поймешь это, то уже не захочешь осуждать другого. Но если ты продолжаешь осуждать ближних, это значит, что ты еще не познал самого себя и, следовательно, не сможешь покаяться и измениться.
Продолжаешь осуждать ближних? Значит, ты еще не познал самого себя и, следовательно, не сможешь покаяться и измениться
Святые отцы говорят, что кающийся человек подобен тому, у кого в доме умер близкий родственник. Вот он сидит и плачет о нем. Теперь представьте, в вашем доме находится гроб с умершим родственником, есть ли у вас желание обсуждать, что сделал сосед или что сказала соседка? Нет, нам нет до этого никакого дела, потому что наша скорбь перекрывает всё остальное. То же самое и с человеком, который видит себя погибшим из-за греха, видит свои ошибки и плачет о них. Если он по-настоящему скорбит, то не станет осуждать другого человека.
Здесь все связано в одну цепочку. Если ты выстроил правильные отношения с Богом, то ты будешь жить духовной жизнью, будешь обуздывать свой язык, будешь внимателен к себе, замечая свои ошибки, а не ошибки других. Но если Церковь для тебя нечто поверхностное, то ты легко будешь предаваться пустословию со всеми вытекающими последствиями. Ты будешь подобен человеку, который весь день работал, а плату за труд не получил или получил, но деньги оказались фальшивыми. Таким образом, тщетны все наши духовные труды, если не обуздываем своего языка.
Митрополит Лимасольский Афанасий