Воски (пасущиеся) в истории Церкви

Наша сегодняшняя статья не имеет общего с восками в традиционном понимании слова. Так, говорить мы будем не о материале для изготовления свечей, а об отшельниках, потому как воски – особого рода отшельники.

Начнем с самого понятия "воски". В переводе с греческого оно означает "пасущиеся", "пасущиеся на лугах", "подобно овцам". Далее обсудим, почему этих отшельников называли именно так, и кто они такие.

Больше всего отшельников такого рода было в Месопотамии (регион Ближнего Востока между реками Тигр и Евфрат; в настоящее время на этой территории находится Ирак и северо-восточная часть Сирии). Существовали они также в Палестине и Сирии.

Чем же отличались воски от обычных отшельников?

Они вели кочевой образ жизни. Удалившись в пустыню, воски переходили с места на место, останавливаясь на ночлег в пещерах, шалаше или же прямо на песке пустыни. Не имея жилища, воски день и ночь пребывали в молитве или песнопениях, прославляя Господа. Они не употребляли пищу, приготовленную на огне, не пили вино и не ели хлеб. Чем же они питались? Травой и кореньями. Теперь, когда мы узнали больше о восках, нам вполне понятно, почему их стали называть "пасущимися на лугах" и сравнивали с овцами.

Обратимся к "Церковной истории" греческого историка Эрмия Созомена: 33 глава 6-й книги посвящена нескольким монахам, которые особенно славились у Низибийцев, близ горы Сигор. Указывается, что «их называли также пасущимися». Объясняется такое название тем, что эти монахи не имели жилищ, не ели хлеб и вареную пищу, не пили вино, но, при этом, славословили Господа молитвами и песнями по уставу Церкви. Когда же было необходимо употребить пищу, они отправлялись на гору с серпом и бродили там, как пасущиеся животные, питаясь растениями.

В труде "Луг духовный" Иоанна Мосха, помимо прочих, повествуется о Георгии Каппадокийском, который построил храм во имя святого Кириака в Фаселаиде. Во время строительства к нему во сне явился инок, нижнее платье которого было из пальмовых листьев, а на плечах – короткая мантия из рогожи (грубая ткань). Инок спросил: « <…> ужели, после столь великих трудов и подвигов моих, ты оставишь меня лежать вне воздвигаемого храма?». Георгий спросил имя старца, на что получил ответ: «Я – Петр, пустынник и воск святого Иордана». На утро Георгий расширил план храма. Когда начали рыть землю, нашли тело инока. Он был в таком же виде, что и во сне Георгия. После постройки храма в левом углу была устроена гробница, в которую было помещено тело воска Петра.

В том же труде можно прочесть об авве Софронии, воске. О нем написано, что он подвизался в окрестностях Мертвого моря в течение 70 лет. Он ходил нагим и питался исключительно растениями. Сам же авва Софроний говорил, что молил Господа, чтобы демоны не приближались к его пещере. Он видел, что демоны подходили «на три стадии», но не могли приблизиться.

Исследованием восков занимался протоиерей Михаил Хитров, который оставил введение и комментарии к труду "Луг духовный". Протоиерей пишет, что воски – это «особого рода отшельники…», которые вели кочевой образ жизни. Так, если некоторые монахи-отшельники кочевали с места на место раз в несколько лет, то воски кочевали постоянно.

Преподобный Иоанн и софист Софроний однажды повстречали воска Илию, который рассказал об отшельнике авве Георгии, который скитался без одежды по пустыням целых тридцать пять лет. Нужно сказать, что воски отличались от других монахов не только кочевым образом жизни, потому как многие подвижники проводили долгое время в одном месте, но, при этом, все равно считаются восками. Известно, что один из таких восков, отшельник Адол, жил в дупле дерева, через которое он лишь изредка разговаривал с приходившими к нему.

Несмотря на то, что воски скитались по пустыням, они не утрачивали связь с миром. Воски старались не уходить далеко от монастырей, потому что нуждались в участии в Таинстве Евхаристии (Причастии). Известен случай, когда два отшельника зашли в воскресный день в монастырь, где велась служба, причастились, после чего молча вышли из храма.

Comments (0)
Add Comment