В нашей сегодняшней теме мы окунемся в глубины человеческой души и узнаем о таком распространенном явлении, как зависть.
Психолог и кандидат психологических наук Куанышбек Муздыбаев выделяет определенные компоненты зависти, которые проявляются друг за другом. Отмечается, что выделенные компоненты более правильно было бы назвать этапами возникновения зависти. Ниже поговорим подробнее о каждом из них.
1. Социальное сравнение. На данном этапе зависть как таковая еще отсутствует, и это позволяет нам отнести указанный пункт именно к одному из этапов развития зависти, а не к ее компоненту. На данном этапе человек сравнивает себя с другим человеком, который в чем-то его превосходит. Поэтому считается, что основой зависти служит именно сравнение себя с другими. Фрэнсис Бэкон (английский философ, основоположник эмпиризма и английского материализма) также отмечает, что «в зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти».
2. Восприятие субъектом чьего-либо превосходства. На данном этапе человек начинает осознавать, что он в чем-либо хуже другого.
Доктор психологических наук и профессор РГПУ им. Герцена Евгений Павлович Ильин отмечает, что К. Муздыбаевым был упущен важный компонент возникновения зависти – пристальный интерес, потребность в том, что отсутствует у завидующего и присутствует у того, кому человек завидует. Получается, что даже если человек сравнивает себя с кем-то и осознает превосходство другого в чем-либо, зависть может и не появиться, если у потенциального завистника нет потребности и интереса. Например, Анна видит, что Маргарита хорошо поет и понимает, что она сама поет гораздо хуже. Но Анна не завидует, потому что занимается танцами, которые ей действительно интересны, в отличие от вокала. Если же потребность или интерес все же есть, мы переходим к следующему этапу.
3. Переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу. Возникает тогда, когда человек не обладает какими-либо достижениями, которые есть у другого человека. Досада, огорчение и чувство униженности в этом случае вполне понятны.
4. Неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит. Виктор Гюго называл зависть «восторжением злости» – т. е. восторг, перемешанный со злостью. Человек в этом состоянии признает успехи того, кому он завидует, но злится из-за того, что его собственные успехи не дотягивают до такого уровня.
5. Желание или реальное причинение вреда объекту зависти.
6. Желание или реальное лишение его предмета превосходства. Поддавшись зависти, человек способен на совершение аморальных поступков (девочка, позавидовав кукле подруги, может эту куклу испортить или украсть).
Е. П. Ильин пишет о том, что человек, находящийся под властью зависти, приходит к насмешкам, равнодушию, цинизму – все для того, чтобы избежать травматизации ввиду чувства неполноценности своего существования. Завистник, хотя и пытается зачастую показаться уверенным, успешным и счастливым, на деле лишь несчастный человек, достойный сожаления.
Как мы видим, зависть не приводит ни к чему хорошему. Разобравшись, мы понимаем, что зависть появляется тогда, когда человек, желая чем-то обладать, находит объект для зависти, с которым сравнивает себя. В то же время, важно отметить, что всего этого можно избежать, если искоренять в себе гордость и тщеславие, а воспитывать смирение.
Зависть влечет за собой опасные последствия, преграждая путь любящему сердцу к Царствию Небесному. Она порождает негативные плоды: гнев и соперничество, вражду и ненависть, злорадство и зложелательство, лукавство и другие ужасные вещи. Думаем, ни для кого не является секретом, что зависть разрушает любовь – главную добродетель христианства.
Сам Господь заповедовал в ветхозаветные времена следующее:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Это и есть та самая зависть, которая неугодна Богу и ведет к отходу от Него.
В Новом Завете зависть, как и другие пороки, ставится в один ряд с убийством. Достаточно вспомнить Послания апостола Павла к Римлянам и Галатам. Так, в своем Послании Римлянам апостол Павел говорит: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 1:29). Что примечательно, зависть не только в одном ряду с убийством, но и рядом с ним. В Послании к Галатам Павел пишет, что те, кто испытывают зависть и другие «дела плоти», не наследуют Царствия Божия (Гал. 5:20-21). Более того, поскольку зависть порождает ненависть, апостол Иоанн пишет, что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15).
Один из старцев Оптиной пустыни, преподобный Амвросий Оптинский, говорил, что зависть «как червь, точит душу», и завистливый человек воспринимает почести и блага для ближнего как нанесенную обиду, несчастье. Преподобный, чтобы показать пагубность зависти, приводит одну из притч о сребролюбце и завистливом, где царь просит одного из двух первым выбрать для себя что-то, но второй в таком случае получит в два раза больше, на что завистливый человек, долго не унимаясь в споре с сребролюбцем, попросил выколоть себе глаз, чтобы его "сопернику" выкололи оба.
Также старец объяснял, что если другие страсти можно как-то утолить (например, если «гордого – почтить, тщеславного – похвалить» и т. д.), то в случае с завистью ничего сделать не получится, потому как завистливый человек от большего угождения будет мучиться еще больше.